Воскресенье, 24.11.2024, 11:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Самоделки | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Самоделки
Подводные лодки
Лодки

» Форма входа

» Статистика

Главная » Файлы » Лодки » Лодки

КАТАМАРАН В РЮКЗАКЕ
05.01.2009, 22:50

В. П. ДЕМЬЯНОВ

КАТАМАРАН В РЮКЗАКЕ

 

Увлекательное и полезное для здоровья дело — водный туризм. Год от года он становится все бо­лее популярным, особенно пла­вание на гребно-парусных судах, не связанное с изматывающим треском мотора, запахом выхлоп-ныx газов и загрязнением аква­торий. Но как только речь захо­дит о приобретении пли построй­ке собственного плавсредства, начинающий турист оказывается в немалом затруднении: какое судно предпочесть, учитывая скромные финансовые возможно­сти.

Яхта пли катер для многих недостижимы по материальным, технологическим условиям (сложно построить, да и места для хранения нет), байдарка до­ступна, но тяжеловата (30 — 40 кг), да и вместимость ее ма­ла. А ведь хочется иногда от­дохнуть на воде с друзьями, бай­дарки не имеющими.

Примерно такие рассуждения привели автора к необходимости четко сформулировать требова­ния к судну, которое желательно иметь. Первейшее из этих тре­бовании — возможно малая мас­са конструкции и достаточно большая грузоподъемность, по­скольку обычно на воде судно несет людей, а на земле уже лю­ди несут пли везут судно. На­илучшим образом ото требование отражает интересный показа­тель: масса конструкции судна в кг, приходящаяся на одного чле­на экипажа.

Вот каков показатель у неко­торых судов, в кг: яхты спортив­ные — 35 — 145, катамараны спортивные, жесткие — 40 — 100, мотолодки — 30 — 50, лодки греб­ные (из стеклопластика или де­рева) — 20 — 35, байдарки раз­борные — 13 — 18. байдарки на­дувные — 8 — И, лодки надувные двухместные — 8 — 16, плоты и лодки надувные спасательные — 7.5 — 9, ката мараны надувные — 4 — 10.

Эти цифры, и определили вы­бор автором типа судна — на­дувной катамаран, имеющий на­илучший показатель. Однако при разработке его требовалось вы­полнить и иные важные условия, в том числе: возможность построить судно лишь с применением ручного ин­струмента в малогабаритной квартире, где и хранить его, ни­кого не стесняя (желательно на антресолях); простоту конструкции и малую трудоемкость, минимальную сто­имость; высокую транспортабельность и малые габариты, позволяющие перевозить судно в автобусе, метро (до длнпы детален 150 см — бесплатно!), такси и самолете, возможность перено­сить его одним человеком? по биз-дорожыо; быструю сборку и разборку судна, с тем чтобы можно было эффективно его использовать да­же в однодневном походе; необходимые удобства для эки­пажа, вплоть до возможности за­горать и ловить рыбу стоя.

Все эти требования, трудпосовместимые для других типов су­дов, удалось выполнить на на­дувном четырехместном гребно-парусном катамаране «Медуза» массой в 12 кг, включая весла и парусное вооружение. Как ви­дим, на каждого туриста прихо­дится лишь 3 кг судна. Позади десятки продолжительных и кратковременных походов по ре­кам и водохранилищам Подмос­ковья, включая судоходную Окy, Угру, Учинское и Пироговское водохранилища. В плаваниях участвовали люди разных возра­стов — от 7 до 70 лет, и никто не жаловался на неудобства. Аварий, слава Нептуну, не было.

Разговор о безопасности плавания, плавучести и непотопляемо­сти судна здесь нелишний. Бай­дарочники нередко вынуждены ремонтировать обшивку своего судна в походных условиях. При­чина в том, что обшивка байдар­ки натянута, как барабан, на жесткий каркас. И стоит ей лишь чиркнуть днищем о камень, как оболочка рвется и появляется течь. Иное дело — «Медуза»: с обшивкой, несравненно более тонкой, мы не раз наваливались на препятствия, проползали по камням, но присущих байдаркам бед с надувным катамараном не случалось. Объяснение тому очень простое: надутый «мешок» легко изменяет свою форму, как говорят, «по обстановке», чего каркасная конструкция сделать не может.

Прорезиненные «мешки» с воздухом — два баллона длиной 2,8 м и диаметром 0,4 м — обес­печивают 350 кг грузоподъемно­сти при запасе плавучести 100%. Словом, полностью нагруженный катамаран сидит в воде не более чем на половину диаметра сига­рообразного баллона.

Все жесткие связи судна вы­несены наружу, наверх — в ви­де платформы, состоящей из скрепленных болтами с барашка­ми четырех продольных брусьев или труб (по паре на баллон) и четырех — шести поперечных (в зависимости от численности эки­пажа). Так создается жесткая и в то же время достаточно гибкая платформа, опирающаяся на оба баллона (рис. 1). Баллоны проч­но крепятся к платформе с по­мощью охватывающих их по окружности (трех на каждый борт) широких лент. В галанте­рейных магазинах они продают­ся в качестве корсажных. Такое крепление осуществляется, есте­ственно, после надувания балло­нов. Ленты должны плотно об­легать баллоны, но не пережи­мать их, не искажать форму (рис. 2, а).

В одном из вариантов катама­рана мы применили другой спо­соб крепления: к верхней части баллонов приклеили продоль­ные накладки из прорезиненной ткани с люверсами — круглыми отверстиями, позволяющими пришнуровывать баллоны к про­дольным брусьям платформы (рис. 2, б). Какой способ лучше? Это зависит от материала балло­нов.

В первом варианте они были склеены резиновым клеем из ткани «500», известной в обиходе под названием «серебрянки». Это очень плотная, прочная и легкая ткань с блестящим алюминие­вым покрытием. «Сигара», скле­енная пз нее, весит около 1 кг. На ее основе можно соорудить двухместный катамаран массой даже в 5 кг!

Однако в ответственных случа­ях, например, плавая по Оке, где водометное судно «Заря» крутой волной опрокидывает лодку у берега, мы имели с со­бой запасной, третий баллон. Его заранее надували и крепили под серединой поперечных балок (получался уже тримаран или нечто вроде плота, а это снижа­ет скорость). Позже от этой меры мы отказались. Сейчас поверх платфор­мы поперек ее мы прочно кре­пим шнурами заполненные воз­духом надувные матрацы — один на носу и два на корме (один на другом). Ото создает удобство гребцам, сидящим на них, и главное, обеспечивает непотопля­емость катамарана. Если про­рвется баллон, то матрацы не да­дут затонуть судну. Движению же они не мешают, поскольку находятся не в воде.


Рис. 1. Общий вид катамарана: 1 — баллон; 2 — лента крепления балло­на к платформе; 3 — грота-шкот; 4 — гик; 5 — грот; 6 — гафель; 7 — мачта; 8 — стаксель; 9 — буш­прит; 10 — ванты; 11 — стаксель» шкот; 12 — румпель

В последних вариантах ката­марана были применены балло­ны из более толстой и прочной, чем «серебрянка», газгольдер­ной ткани. В результате масса каждого пз них увеличилась на 1 кг, но прочность и газонепро­ницаемость значительно возрос­ли. Из этой ткани удалось изготовить хорошо обтекаемые, проч­ные и плотные «сигары», надеж­но крепящиеся к платформе с помощью люверсов и тросов. Ни­какие ленты, охватывающие бал­лон и затрудняющие движение, уже не нужны, разве что для большей страховки.


Рис. 2. Способы крепления балло­нов к платформе: а — с помощью ленты; б — с помощью накладок с люверсами; 1 — лента; 2 — про­дольный брус платформы; 3 — по­перечная балка; 4 — болт с шайба­ми и барашком; 5 — шнур; 6 — скоба из стальной проволоки; 7 — люверсы; 8 — накладка из прорези­ненной ткани; 9 — поверхность бал­лона

 

Такого материала в продаже нет, но изыскать его все же мож­но. Газгольдеры, как и другие герметизирующие ткани, списы­вают там же, где их применяют, — на металлургических предприятиях (для хранения кислорода), а также в организа­циях, где с помощью этих тканей защищают изделия от воздейст­вия влажного атмосферного воз­духа при хранении.

Изготовление баллонов (рис. 3) требует некоторой сноровки. Можно склеивать их «внахлест» или «впритык» — без иерекры--ша. Во всех случаях швы уплот­няются продольными полосками той же или более тонкой проре­зиненной ткан у шириной 23 см с обеих сторон, начиная с внутренней, откуда воздух давит на оболочку. .Чатем образующий­ся таким образом «чулок» выво­рачивается, и полоски наклеива­ются на наружную сторону. Кормовую, более широкую око­нечность баллона заклеиваем в последнюю очередь — наподобие бумажного пакета с крупой или сахарным песком. Надувные .трубки с фланцами вклеиваем изнутри заблаговременно.



Рис. 3. Выкройка верхней (нижней] половины корпуса баллона

Катамаран снабжен простей­шим дюралевым рулем (рпс. 4), который крепится к. кормовой поперечной балке между двумя баллонами. Конструкция позво­ляет поднимать руль, потянув за сорлинь (трос, закрепленный на дере руля), при подходе к отмели. Руль тоже разборный: его перо съемное. Предусмотрен и небольшой шверт, устанавливае­мый на носовой поперечной бал­ке подобно рулю во избежание рыскания судна при гребле. Под парусами же мы в нем не нуж­дались. Ход судна достаточно устойчив, и руль вполне обеспе­чивает его управляемость.

Мачта катамарана составная, трехзвенная. Ее можно собрать из деревянных стержней с соеди­нительными планками (угольни­ками), но лучше, на наш взгляд, трубчатая, дюралевая. В два длинных ее звена во время транс­портировки удобно вставляются другие детали рангоута — га­фель и гик (составной), сделан­ные из лыжных палок или дру­гих труб подходящего диаметра. Весла тоже самодельные, состав­ные типа каноэ.


В ходкости катамаран превос­ходит надувные лодки и плоты, однако уступает байдарке. Но по опыту совместных походов надо отметить: в непродолжительных плаваниях мы никогда не отста­вали от байдарок, поскольку ско­рость сборки, обноса препятст­вий и разборки у нас гораздо выше. Заметим, что здесь речь идет только о гребле. Когда же дует благоприятный ветер, то «Медуза» развивает скорость до 8 км/ч. Одним словом, байдарка под парусом нас не догоняет.




Рис. 4. Руль: а — детали руля; б — общий вид; 1 — перо руля; 2 — инт с гайкой [ось вращения при подъеме руля]; 3 — винт-ограничи­тель обратного движения при опус­кании руля; 4 — поперечная балка (кормовая); 5 — болт с шайбами и барашком; 6 — румпель; 7 — сор-линь (тросик для подъема пера руля)

Последнее обстоятельство пе должно удивлять или вызывать сомнение. Байдарка, если она пе снабжена балансирами (боковы­ми поплавками), не может нести большие паруса в силу ее невы­сокой остойчивости. Автору при­шлось при внезапном шквале совершить на байдарке «оверкиль» под парусами, то есть опрокинуться, а на катама­ране такого пе бывает. Попереч­ная остойчивость его очень, высо­ка, что позволяет иметь доста­точно высокую мачту и гораздо большую парусность. Штатные паруса «Медузы» (грот и стак­сель из перового перкаля общей площадью 7 м2) мы нередко до­полняли кливером и шли в фор­девинд «бабочкой», захватывая как можно больше ветра. Пото­му и шли очень ходко. Прихо­дилось думать только о том, что­бы ванты пе оборвались.

Кроме основного (гафельпого) парусного вооружения, мы при­меняли и латинское, и даже пря­мое (из ткани «болонья» — для слабых ветров), и вполне успеш­но. Поиски, как говорят, продол­жаются.

А теперь немного подробнее расскажем о конструкции ката­марана. Немного потому, что все зависит от материалов, которы­ми располагает тот пли иной умелец или какие он может до­стать или... подобрать на свалке. В пашей практике лучшая плат­форма получилась из дюралевых трубок диаметром 20 — 30 мм, вставляемых одна в другую.

От перекосов платформу защи­щают диагонально расположен­ные растяжки (лента или тро­сик), а также кусок брезента или иной плотной ткани, закрепляе­мой на ней (чтобы пе подмочить рюкзаки).

Продольные брусья могут быть и цельными по всей дли­не, еслп не ограничиваться мак­симальным габаритом упаковки в 150 мм, например, сделать их длиной 180 см или даже 200 см — это проще. Мм же сделали их со­ставными, наращиваемыми при сборке алюминиевыми швелле­рами размером 40x25 мм. При транспортировке брус вкладыва­ется в швеллер, и это позволяет уложиться в габарит и сэконо­мить объем упаковки.

Очень многое зависит от длины поперечных балок, определя­ющих расстояние между корпу­сами катамарана. Чем они коро­че, тем меньше общая масса конструкции. Но при этом неиз­бежно снижается скорость хода из-за вредного влияния волн, об­разуемых корпусами. При слиш­ком малом расстоянии поток воды между близко расположенны­ми корпусами оказывается силь­но сжатым и резко возрастает волновое сопротивление, что и приводит к напрасной трате энергии.

Если же балки излишне длин­ные, то они изгибаются, не вы­держивая нагрузки, и их прихо­дится усиливать, что приводит к значительному утяжелению плат­формы.

В поисках оптимального мы применяли балки длиной 110, 130, 140 и, наконец, в 150 см. Это предельный принятый нами габаритный размер упаковки. Он, на наш взгляд, и оказался наилучшим, хотя и вполне приемлемы другие перечисленные вари­анты размера балок. Они могут быть короче, если диаметр бал­лонов меньше 40 см. В этом слу­чае расстояние между ними це­лесообразно выбирать так, что­бы в образующийся промежуток моглп поместиться еще два та­ких же баллона. Нельзя не учи­тывать и того обстоятельства, что чем шире катамаран, тем он остойчивее при прочих равных условиях, да и удобств для раз­мещения экипажа и грузов по­лучается больше.

Увлекаться увеличением диа­метра баллонов все же но следу­ет: у катамарана получается большая парусность, при встреч­ном ветре снижающая скорость хода под веслами, что особенно заметно при малой нагрузке (2 человека), когда осадка катама­рана невелика.

Эти соображения паводят на мысль строить сразу два катама­рана: один, рассчитанный на 2 — 3 человека с баллонами диамет­ром 300 — 350 мм и длиной 2500 мм, другой — четырехмест­ный. Это нозволит выбирать тот или иной комплект в зависимо­сти от целей и продолжительно­сти похода.

 

 

 

К. Л. Швецов

Ш35 Домашний электрик. — М.: Знание, 1989. — 32 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Сделай сам»; № 8/1989).

 

ISBN 5-07-000320-8

35 к.

 

2202090000

 

Издательство «Знание» 1989 г.

 

КБ № 9851

 

Сдано ь набор 0706.89. Подписано к печати 250789

 

OCR Pirat




Категория: Лодки | Добавил: asyl
Просмотров: 18168 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Поиск


Copyright MyCorp © 2024