Пятница, 23.06.2017, 08:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Самоделки | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Самоделки
Автомобильная електрика
Ремонт и покраска кузова
Тюнинг
Снегоход&Вездеходы
Мотоблок,трактор
Прицепы
Самодельные Автомобили

» Форма входа

» Статистика

Главная » Файлы » АвтоМото и другая техника » Мотоблок,трактор

Как на деревне без трактора! Самодельный трактор
17.11.2010, 12:44

Как на деревне без трактора! Самодельный трактор

    Продолжаем знакомить читателей с оригинальными разработками замечательного самодеятельного конструктора Владимира Ивановича Петрова из далекого сибирского селения Рыбное, что под Красноярском.

    В предыдущих публикациях "Универсал для фермера" (см. "Моделист-конструктор" № 9 1999), "Первым делом - мотоблок" (№ 10 1999), "Мотоблок-грузовичок" (№ 11 и 12 1999), "Транспорт сибирской глубинки" (№ 2 и 3 2000), "Походная электростанция", "Вешалка в вариациях" (№ 1 2001), "Пневмоход-трансформер" (№ 2 2001), "Скутер снежных просторов" (№ 3 и 4 2001) автор разработок подробнейшим образом рассказал о конструкции самоходного шасси, мотоблока, мотогрузовичка, бензоэлектрического агрегата, кухонного оборудования, вездехода на базе мотоцикла, аэросаней.

    Свое суждение об оригинальности или грамотности технических решений, предложенных автором, читатели могут составить сами, ознакомившись с перечисленными публикациями. Но уже от одного этого списка невольно складывается впечатление о необычайной разносторонности увлечений и широте познаний конструктора-самородка. Следует учитывать и то, что он еще мастерски рисует (часть графики в сегодняшней публикации выполнена его рукой).

    Некоторый перерыв в публикациях был вызван редакционной подготовкой нового, обширного и довольно сложного пакета материалов о тракторе "Ангарец", названного так в честь реки, на берегу которой живет Владимир Иванович. Предлагаем читателям эту его новую конструкцию.

    За многие годы увлечения техническим творчеством главным источником материалов и механизмов для меня были разного рода свалки металлолома. Оттуда в мой сарай "перекочевывало" всё, что представлялось мне ценным, где и ждало своей очереди на применение в той или иной конструкции.

    Невостребованное же постепенно накапливалось, и со временем встал вопрос: что с ним делать дальше? Выбрасывать было жалко. Вот и решил максимально использовать все эти разнообразные железки в своем новом тракторе.

    Проектирование "Ангарца" начал с эскизной прорисовки конструкции. Затем, после детального выполнения рабочих чертежей, приступил к постройке. В итоге получилась, на мой взгляд, довольно эстетичная, технологичная и надежная машина, обладающая к тому же резервом для возможной модернизации в будущем.

    Кабину трактора не стал делать по следующим соображениям. Во-первых, он предназначен для эксплуатации только летом, хотя обладает достаточной универсальностью и имеет приводы для всевозможных навесных и прицепных орудий.

    Во-вторых, водителю-механизатору довольно часто приходится останавливать машину, быстро покидать и снова занимать свое рабочее место. В таких случаях кабина ему - помеха.

    В-третьих, для эффективной и безопасной работы на маленьком земельном участке важен хороший круговой обзор с сиденья, что снова не в пользу кабины. Тем не менее, над сиденьем в случае необходимости можно установить простой брезентовый тент на трубчатых стойках - конструкция трактора это предусматривает.

    Что же представляет из себя "Ангарец"?

    Основным несущим элементом конструкции "Ангарца", как и любого другого трактора, является мощная силовая рама с несколькими кронштейнами, к которым крепятся практически все основные механизмы и агрегаты трактора. С нее и начиналось изготовление моей машины.

    Рама в плане имеет прямоугольную форму и сварена из двух продольных лонжеронов и трех поперечных балок, усиленных различными стенками и косынками.

    Передняя и задняя балки изготовлены из швеллера в виде коробок-емкостей, снабженных заливными горловинами с винтовыми пробками и сливными кранами. В этих емкостях хранится дополнительный запас топлива.

    К передней балке снизу приварены две толстые стальные пластины с отверстиями - петли узла подвески переднего моста, а сверху - ушки крепления облицовки радиатора и направляющая заводной рукоятки (для пуска двигателя вручную).

    Стенки передней балки для большей жесткости связаны тремя сквозными сварными втулками с внутренней резьбой М14х1,5 для винтов крепления рыма (спереди). Рым здесь - не только сцепное устройство: он еще служит кронштейном для монтажа некоторых навесных орудий.

    Всего же на раме расположены в разных местах семь кронштейнов для этих орудий. Четыре из них (в углах рамы) образованы продолжением швеллерных стенок лонжеронов за переднюю и заднюю балки и усилены с обеих сторон мощными наварными шайбами.

    Средняя балка сварена из листовых деталей и предназначена в основном для крепления некоторых элементов гидросистемы и рычага привода ручного тормоза.

    В конструкции трактора "Ангарец" для эффективной борьбы с вибрацией использованы многочисленные резиновые подушки и втулки-амортизаторы. В частности, на подушках установлены двигатель, коробка передач, раздаточная коробка и рама радиатора. Амортизаторы имеются у подкосов рамы радиатора, рамы топливного бака, приборной панели гнезд установки капота.

    Трансмиссия трактора. В ней использованы трансмиссионные агрегаты списанных автомобилей известных марок. Коробка передач с валом отбора мощности - от ГАЗ-53. Крутящий момент от нее через карданный шарнир, собранный из двух фланцевых вилок и крестовины от ГАЗ-51, передается раздаточной коробке от ГАЗ-66. Ведомый вал "раздатки" используется в роли тормозного устройства (на него надет барабан ручного тормоза), а также - в случае необходимости - в качестве дополнительного вала отбора мощности.

    Крутящий момент от раздаточной коробки к заднему мосту передается через карданный шарнир, аналогичный тому, что описан выше. Причем шарнир присоединен к валу привода... переднего моста "раздатки". Чтобы такое стало возможным, вал привода видоизменен: его передняя шлицевая часть отрезана и перенесена назад, то есть приварена к заднему торцу вала. Для этого на свариваемых стыках были сделаны глубокие фаски, а сварка велась в кондукторе, где деталь остывала до полного охлаждения и последующей чистовой обработки на токарном станке. Полученный таким образом вал успешно работает уже не один год. Конечно, лучше было бы выточить необходимую деталь и нарезать на ней шлицы, как говорится, "по новой", но мои технические возможности тогда не позволяли это сделать.

    Двигатель. Так как у меня имелся дизель нефланцевого исполнения, проработавший десяток лет на водном транспорте, то невольно пришлось адаптировать его к береговой службе. В частности, установить на него воздушный инерционно-масляный фильтр, добавить закрытую систему вентиляции картера, заменить насос забортной воды приводом гидронасоса НШ-10, видоизменить рычаги управления декомпрессионным устройством и топливным насосом и так далее.

    Всего в конструкцию двигателя внесено более двадцати всевозможных изменений. Самыми сложными и трудоемкими были установка сцепления и стыковка коробки передач с кожухом маховика двигателя. Эти задачи решались следующим образом.

    Вместо штатной гайки крепления маховика установлена новая комбинированная гайка с запрессованным в нее закрытым шариковым подшипником, в который и входит теперь передний конец ведущего вала коробки передач.

    Кожух маховика двигателя усилен так называемым дублером, сваренным из листовой стали, внешние размеры которого соответствуют внутренним размерам кожуха. Дублер имеет фланец с резьбовыми отверстиями под болты крепления картера сцепления от ГАЗ-53. Кожух маховика со вставленным в него дублером крепится к картеру двигателя винтами, головки которых законтрены по кругу мягкой стальной проволокой.

    На тракторе установлено однодисковое сцепление от ГАЗ-51. Из-за того, что маховик двигателя полый, кожух сцепления пришлось крепить к нему через специальный переходник - толстую стальную шайбу. Для этого пришлось выточить под нее в заднем торце маховика посадочное углубление диаметром, равным диаметру кожуха сцепления. Для совместного крепления шайбы, кожуха сцепления и маховика в теле последнего выполнены глухие резьбовые отверстия для винтов.

    При установке картера сцепления и комбинированной гайки крепления маховика я пользовался приспособлением для центровки оси вала. (Описание его не привожу, потому что оно не оригинальное. У более или менее опытных самодеятельных конструкторов, как правило, имеются приспособления не хуже.) Маховик в сборе со сцеплением подвергал тщательной балансировке.

    Раздаточная коробка подвешена под средней балкой рамы трактора на двух специальных кронштейнах, служащих одновременно крышками технологических люков картера "раздатки". Кронштейны сварены в основном из листовой стали различной толщины, а отверстия их крепления к коробке просверлены по месту. Кроме того, на правом кронштейне имеется ось для рычага включения вала отбора мощности, что на коробке передач.

    Основные технические характеристики трактора

 Длина, мм  3060
 Ширина, мм  1620
 Высота (по выхлопной трубе), мм  2070
 База, мм  2150
 Колея колес, мм:
 передних 1189
 задних 1320
 Дорожный просвет, мм  360
 Скорость на повышенной передаче, км/ч:
 максимальная 43
 минимальная 6,7
 Скорость на пониженной передаче, км/ч:
 максимальная 28
 минимальная 3,5
 Двигатель дизель
 Масса двигателя (сухая), кг  270
 Максимальная мощность (при 1500 об/мин), л/с  13
 Охлаждение водяное

Трактор Ангарец

    Самодельный трактор "Ангарец":

    1 - переднее колесо (от автомобиля УАЗ); 2 - петля навески облицовки радиатора; 3 - облицовка радиатора; 4 - рычаг управления жалюзи; 5 - радиатор (от автомобиля ГАЗ-53); 6 - капот; 7 - глушитель; 8 - рукоятка декомпрессионного вала; 9 - электрощиток; 10 - рычаг коробки передач; 11 - коммутационная аппаратура электрооборудования; 12 - сиденье водителя; 13 - заднее крыло (от трактора ДТ-20); 14 - световая сигнализация (от трактора Т-40); 15 - рычаг ручного тормоза (от ГАЗ-51); 16 - топливный бак; 17 - рычаг отключения заднего моста; 18 - рычаг раздаточной коробки; 19 - рычаг-педаль топливного насоса ("газа"); 20 - заднее колесо (от автомобиля ЗИЛ-157); 21 - раздаточная коробка (от ГАЗ-66); 22 - левая подножка; 23 - рулевой механизм (от ГАЗ-51); 24 - продольная рулевая тяга (от ГАЗ-51); 25 - коробка передач (от ГАЗ-53); 26 - электрический разъем; 27 - рычаг стартера; 28,49 - кронштейны навесных орудий; 29 - указатель поворотов (от мотоцикла "Минск"); 30 - поворотный рычаг (от ГАЗ-51); 31 - приборная панель; 32 - путевая фара; 33 - стремянка крепления заднего моста к раме; 34 - прицепной крюк (от ДТ-20); 35 - задний мост (от ГАЗ-53, ГАЗ-66); 36 - тормозной барабан (от ГАЗ-53); 37 - поперечная рулевая тяга (от ГАЗ-51); 38 - дополнительный топливный бак; 39 - рама трактора; 40 - коробка отбора мощности; 41 - педаль тормоза (от ГАЗ-53); 42 - главный тормозной цилиндр; 43 - рычаг коробки отбора мощности; 44 - рычаг гидрораспределителя; 45 - гидрораспределитель (от ДТ-75); 46 - гидравлический силовой цилиндр; 47 - заднее навесное устройство (от ДТ-20); 48 - винтовая пробка заливной горловины задней балки-емкости; 50 - педаль сцепления (от ГАЗ-53); 51 - тяга ручного тормоза; 52 - пусковой электродвигатель; 53 - кронштейн-кожух

Основные узлы рамы трактора

    Основные узлы рамы трактора:

    1, 18 - кронштейны крепления навесных орудий (4 шт.); 2 - ушко крепления защитной решетки радиатора (лист s5, 2 шт.); 3, 44 - заливные горловины емкостей передней (на виде А - с крышкой) и задней балок; 4, 37 - большие косынки (лист s5); 5, 38 - лонжероны (швеллер № 12); 6 - опора радиатора (лист s5, 2 шт.); 7 - ушко крепления подкоса радиатора (лист s5, 2 шт.); 8 - опора дополнительного топливного бака (лист s5); 9 - планка крепления рамы основного топливного бака (лист s5, 2 шт.); 10, 32 - подножки (лист s5); 11 - планка регулировки натяжения пружины рычага-педали (лист s5); 12, 27 - опоры переднего полика (лист s5); 13, 43 - средние косынки (лист s5, 4 шт.); 14, 21 - петли крепления проходных фланцевых штуцеров гидравлической тормозной системы (лист s8); 15, 26 - кронштейны крепления задних крыльев (лист s10); 16 - поперечина (уголок 80x50x5); 17 - ушко крепления центральной тяги навесного устройства (s30); 19, 42 - задняя и передняя балки (швеллер № 12); 20 - большая усиливающая стенка (лист s3, 2 шт.); 22 - средняя балка; 23 - коробчатый кронштейн балки; 24 - ось приводного рычага ручного тормоза; 25 - шпильки Ml6x1,5 крепления раздаточной коробки (4 шт.); 28 - кронштейн крепления картера сцепления (лист s10, 2 шт.); 29 - ушко крепления качалки управления топливного насоса (труба 30x8, L40); 30 - малые усиливающие стенки (лист s3, 6 шт.); 31, 36 - кронштейны крепления двигателя (лист s10, 4 шт.); 33 - кронштейн крепления рулевой колонки (лист s8); 34 - кронштейн крепления пускового электродвигателя (брусок 190x50x20, лист s5); 35 - планка крепления навесных орудий (лист s10, 2 шт.); 39 - втулки М14х1,5 крепления рыма (3 шт.); 40 - петля узла подвески переднего моста (лист s16, 2 шт.); 41 - направляющая заводной рукоятки (лист s3); 45 - малые косынки (лист s3, 12 шт.); 46 - прицепной кронштейн

Средняя балка рамы

    Средняя балка рамы:

    1, 12 - лонжероны рамы; 2, 4, 10, 21 - трубопроводы гидравлической тормозной системы; 3 - проходной фланцевый штуцер; 5 - петля крепления штуцера; 6, 8 - болты М6; 7 - отверстие М10 для винтов крепления задних поликов (4 шт.); 9,24 - горизонтальная и вертикальная полки балки (лист s5); 11 - косынка (лист s5, 2 шт.); 13 - тормозная тяга; 14 - коробчатый кронштейн балки (лист s5); 15 - пружина сжатия; 16 - рычаг привода ручного тормоза; 17 - ось рычага привода; 18 - шплинт; 19 - укосина (лист s5); 20 - гидравлический тройник; 22 - включатель стоп-сигнала; 23 - скоба-держатель трубопровода (лист s2); 25 - приварная гайка М10 (4 шт.); 26 - местоположение барабана ручного (стояночного) тормоза

Геометрические параметры рамы

    Геометрические параметры рамы

Узел стыковки двигатели с коробкой передач

    Узел стыковки двигатели с коробкой передач:

    1 - модернизированный маховик двигателя; 2 - коленчатый вал; 3 - маслоотражатель; 4 - задняя крышка; 5 - кожух маховика; 6 - дублер кожуха маховика; 7 - картер сцепления; 8 - винт М8 крепления кожуха сцепления (6 шт.); 9 - фрикционная шайба; 10 - стопорная шайба; 11 - закрытый шариковый подшипник 60203; 12 - первичный вал коробки передач; 13 - комбинированная гайка; 14 - винт М14 крепления кожуха маховика к картеру двигателя (6 шт.); 15 - картер двигателя

Схема переделки в раздаточной коробке вала привода переднего моста

    Схема переделки в раздаточной коробке вала привода переднего моста (а - исходный вал; б - переделанный вал)

Один из узлов креплении двигатели к раме

    Один из узлов креплении двигатели к раме:

    1 - лонжерон рамы; 2 - болт М16x1,5; 3 - шайба; 4 - лапа картера двигателя; 5, 8 - тарельчатые шайбы; 6 - распорная втулка; 7 - резиновая подушка; 9 - кронштейн крепления двигателя

Дублер кожуха маховика

    Дублер кожуха маховика:

    1, 5 - опоры (лист s10); 2 - фланец (лист s10); 3 - корпус (лист s5); 4 - крышка (лист s5)

Крепление раздаточной коробки (вид сзади)

    Крепление раздаточной коробки (вид сзади):

    1 - корпус раздаточной коробки; 2 - левый кронштейн; 3, 8 - лонжероны рамы; 4 - средняя балка рамы; 5 - барабан ручного (стояночного) тормоза; 6 - правый кронштейн; 7 - пробка заливного отверстия; 9 - шпилька М16х1,5; 10 - резиновая подушка; 11 - распорная втулка; 12 - кронштейн рычага коробки отбора мощности; 13 - рычаг коробки отбора мощности

Левый кронштейн крепления раздаточной коробки к раме

    Левый кронштейн крепления раздаточной коробки к раме:

    1 - корпус (лист s5); 2 - ребра жесткости (лист s5); 3 - накладка (лист s5)

Правый кронштейн крепления раздаточной коробки к раме

    Правый кронштейн крепления раздаточной коробки к раме:

    1 - корпус (лист s5); 2 - ребра жесткости (лист s5); 3 - накладка (лист s5); 4 - консоль (лист s5); 5 - ось рычага коробки отбора мощности (пруток 30)

Схема трансмиссии

    Схема трансмиссии:

    1 - двигатель; 2 - механизм сцепления; 3 - коробка передач; 4, 6 - карданные шарниры; 5 - раздаточная коробка; 7 - задний мост; 8 - колесо; 9 - барабан ручного (стояночного) тормоза



Категория: Мотоблок,трактор | Добавил: asyl
Просмотров: 50071 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Поиск


Copyright MyCorp © 2017