Четверг, 17.08.2017, 03:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Самоделки | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Самоделки
Автомобильная електрика
Ремонт и покраска кузова
Тюнинг
Снегоход&Вездеходы
Мотоблок,трактор
Прицепы
Самодельные Автомобили

» Форма входа

» Статистика

Главная » Файлы » АвтоМото и другая техника » Снегоход&Вездеходы

Снегокат открытый
17.11.2010, 18:13

Снегокат открытый, одноместный, с передними рулевыми лыжами и задними ведущими колесами. Двигатель и большая часть электрооборудования располагаются перед креслом водителя. За креслом следует довольно емкий багажник. Такую компоновку считаю выгодной. Во-первых, равномерно нагружаются мосты, а во-вторых, при езде теплый воздух из-под капота обогревает водителя.

У снегоката нет дифференциала. Это упрощает конструкцию, улучшает проходимость по снегу. Скорость по накатанному насту — до 50 км/ч. Машина способна тянуть за собой нарты с грузом до 200 кг. Теперь остановлюсь на наиболее важных узлах и агрегатах. Самый крупный неразъемный узел конструкции — рама. Она изготовлена по частям, которые здесь названы как рама снегоката, моторная рама и каркас кресла водителя. В такой последовательности и приведу их описание.

РАМА снегоката собрана из водопроводных труб. К ней приварен каркас капота из стальных уголков. Для удобства монтажа и демонтажа двигателя каркас может быть и съемным (у меня он именно такой). Сам капот двигателя, внешне похожий на "бурановский", выгнут из алюминиевого листа, и крепится к каркасу в четырех местах винтами.

МОТОРНАЯ РАМА также изготовлена из водопроводных труб. Размеры, приведенные на рисунке и характеризующие взаимное расположение ушек, следует рассматривать как ориентировочные, поскольку неизбежна их корректировка в соответствии с размерами ответных узлов крепления конкретного двигателя. К раме снегоката моторама присоединена электросваркой с усилением швов вертикальными косынками (на рисунках не показаны).

КАРКАС КРЕСЛА ВОДИТЕЛЯ несет аж тройную службу: спереди к нему прикреплен корпус верхнего подшипника рулевого вала, сверху — сиденье со спинкой, а снизу — промежуточный редуктор цепной передачи. Корпус подшипника приварен к продольной вставке каркаса; сиденье и спинка (основа у них деревянная) прикручены шурупами к соответствующим петлям на дуге; редуктор болтами притянут к четырем вертикальным кронштейнам-уголкам.

ДВИГАТЕЛЬ — мотоциклетный (от «Иж-Юпитер-5») с принудительным воздушным охлаждением. Вентилятор—самодельный, размещен на двигателе справа и приводится в действие резиновым пассиком от шкива на якоре генератора. Для установки этого шкива была просверлена съемная крышка генератора, а болт крепления якоря к маховику заменен более длинным. Претерпела небольшие изменения и система запуска двигателя: кик- стартер при помощи паяльной лампы был согнут, чтобы при пуске имелся полный оборот коленвала. Электрооборудование снегоката — мотоциклетное, с аккумулятором. Рассчитано на напряжение 12 В. Выпрямительный блок позаимствован у автомобильного генератора. Автомобильное же и реле-регулятор Р362Б.

ТРАНСМИССИЯ снегоката — цепная двухступенчатая. Цепь первой ступени (мотоциклетная) работает между двигателем и промежуточным редуктором, а цепь второй ступени — между редуктором и задним мостом.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ РЕДУКТОР. как уже было сказано, находится под сиденьем водителя и представляет собой несложную конструкцию, состоящую из вала и блока мотоциклетных звездочек. Большая звездочка (z=42) взята от заднего колеса мотоцикла. У нее отрезана «родная» ступица и приварена новая, в которую справа посажен закрытый подшипник 203, а слева — ступица с маленькой звездочкой (7=16) и подшипником 202. Вал промежуточного редуктора находится в прорезях опор и перемещается в них с помощью двух натяжителей.

Точное положение блока на валу относительно выходной звездочки двигателя задается распорными втулками. Если это положение надо изменить, то одну из втулок необходимо укоротить, а к другой добавить одну-две шайбы. Цепь второй ступени передачи приводится в рабочее состояние с помощью другого натяжителя, расположенного перед задним мостом. Натяжитель представляет собой звездочку (z=42) на ступице с двумя подшипниками 203, которая вращается на оси с распорными втулками. Ось же находится в прорезях кронштейнов, приваренных к раме.




Общий вид и компоновка снегоката: 1 — рамка ветрового стекла; 2 — реле-регулятор; 3 — двигатель (от мотоцикла «Иж-Ю-5»); 4 — капот; 5 — глушитель; 6 — аккумулятор; 7 — опора передняя; 8 — тяга рулевая поперечная; 9 — вал рулевой; 10 — рама; 11 — цепь первой ступени передачи; 12 — кронштейн промежуточного редуктора; 13 — цепь второй ступени передачи; 14 — натяжитель цепи; 15 — колесо; 16 — звездочка заднего моста; 17 — багажник; 18 — кожух цепи; 19 — руль; 20 — бак топливный; 21 — бампер; 22 — подножка; 23 — сиденье водителя; 24 — устройство прицепное; 25 — патрубок глушителя выхлопной; 26 — решетки вентиляционные; 27 — фара; 28 — ручка капота; 29 — катафот; 30 — качалка управления; 31 — щиток приборный; 32 — сошка руля; 33 — барабан тормозной; 34 — кожух вентилятора.



Рама снегоката (рамка ветрового стекла условно не показана): 1 - -опора топливного бака и приборного щитка (уголок 20x20); 2 дуга капота (труба 26x2,5); 3 - ушко крепления капота (полоса 30x3, 2 шт.); 4 - - каркас капота (уголок 20x20); 5 — бампер (труба 32x2,8); 6 — поперечина передняя (труба 32x2,8); 7 — ось качалки управления (винт М8); 8 — косынка (лист s6, 2 шт.); 9 — втулка крепления переднего моста (сталь 20, 2 шт.); 10 — лонжерон верхний (труба 32x2,8, 2 шт.); 11 —лонжерон нижний (труба 32x2,8, 2 шт.); 12 — перемычка (труба 26x2,5, 20 шт., расположение произвольное); 13— моторама; 14, 20 — опоры пола (труба 32x2,8); 15 — корпус нижнего подшипника рулевого вала (сталь 20); 16 — ограничители пола (труба 32x2,8, 2 шт.); 17,19 — поперечины средняя и задняя (труба 32x2,8); 18 — вставка продольная (труба 32x2,8); 21 —кронштейн натяжителя цепи (лист s6, 2 шт.); 22 — планки крепления заднего моста (полоса 25x6, 4 шт.); 23 — опора багажника (труба 26x2,5, полоса 30x3, 2 шт.); 24 — каркас кресла водителя; 25 — отверстия для крепления рамки ветрового стекла (4 шт.).


Каркас кресла водителя: 1 —корпус верхнего подшипника рулевого вала (сталь 20); 2,5 — кронштейны крепления промежуточного редуктора (уголок 20x20, по 2 шт.); 3 — дуга (труба 26x2,5); 4 — петля крепления багажника (полоса 30x3, 4 шт.); 6 — втулка подшипника (резина); 7, 9 — поперечины (труба 26x2,5); 8—вставка (труба 26x2,5); 10 — петля крепления сиденья (полоса 30x3, 4 шт.); 11 — петля крепления спинки (полоса 30x3, 2 шт.); 12 — опора (труба 26x2,5, 4 шт.); 13 — кронштейн верхнего подшипника (труба 26x2,5).


Промежуточный редуктор (вид сверху): 1 — гайки М8 (4 шт.); 2 — ухо натяжителя неподвижное (сталь 20, 2 шт.); 3,21 — уши натяжителя подвижные (сталь 20); 4 — болт М8 натяжителя (2 шт.); 5 — гайки Ml4; 6 — втулка распорная короткая (труба 20x15,2, L19); 7 — подшипник 202; 8 — корпус подшипника 202 (сталь 20); 9 — звездочка малая (z= 16); 10 — ступица малой звездочки (сталь 20); 11 — ступица большой звездочки (сталь 20); 12 — звездочка большая (z=42); 13 — подшипник 203; 14 — втулка распорная длинная (труба 23x17,2, L79); 15 — ось (сталь 20); 16 — рама снегохода; 17 — кронштейн крепления редуктора; 18 — каркас кресла; 19 — болт М8 (8 шт.); 20 — опора редуктора (сталь 20, 2 шт.).

Моторная рама: 1 —державки (труба 32x2,8); 2, 5 — ушки крепления двигателя; 3 — перекладины (труба 32x2,8); 4 — траверса (труба 32x2,8).

ЗАДНИЙ МОСТ выполнен со сплошным ведущим валом. Это упростило конструкцию, улучшило проходимость и мало сказалось на маневренности снегоката — даже с цепкими бандажами поворот осуществляется нормально. Вал вращается в двух подшипниках 207. Их корпуса, имеющие сальники из кожи, приварены к щекам — пластинам из листовой стали толщиной 6 мм, в которых имеются отверстия для крепления к раме снегоката.

К правому корпусу четырьмя винтами Мб привинчен диск с тормозными колодками. Диск вырезан из кожуха ведомой звездочки мотоцикла «Иж». Тормозной барабан также мотоциклетный, только проточен в токарном станке снаружи (до диаметра 240 и ширины 50 мм) и изнутри (под другую ступицу). Звездочка привода задних колес (z=60) изготовлена в токарном станке из круга диаметром 350 и толщиной 10 мм.

Для этого круг был обточен с обеих сторон до толщины 6 мм и помечен рисками, соответствующими диаметрам делительной окружности и окружности выступов. (Расчет здесь не приводится, поскольку выполнен по известным формулам.) С учетом шага цепи были накернены центры и просверлены 60 отверстий. Сверло соответствовало диаметру ролика цепи. Полученные зубья доработаны ножовочным полотном и напильником. Звездочка прикреплена к своей ступице восемью болтами М10х1. Ступица на валу, как и тормозной барабан, посажена на шпонку. Кроме того, на вал надеты еще три распорные втулки.

Спицы и ободы дисков колес сварены из стальных труб. Конструкция дисков вполне понятна из рисунка, поэтому не стану задерживаться на ней. Остановлюсь лишь на том, чего на рисунке нет. К каждому ободу снаружи приварено по восемь болтов М8 для крепления поперечных бандажей — отрезков транспортерной ленты толщиной 10 мм, притягивающих пневматики к ободам. Еще имеются продольные бандажи из пожарного шланга. Продольные и поперечные бандажи соединены в точках своего пересечения специальными болтами. Концы болтов с гайками обращены наружу и служат грунто-или, что вернее, снегозацепами колес.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Рулевой вал — это вертикальная стальная труба диаметром 32 мм, поворачивающаяся в двух подшипниках скольжения с резиновыми втулками. На верхний конец вала надет руль от мотороллера «Электрон» (с сектором «газа» от снегохода «Буран»), а к нижнему приварена рулевая сошка, сделанная из шатуна велосипедной педали. К сошке прикреплена продольная рулевая тяга, идущая к качалке на раме снегоката. В свою очередь, качалка поводком соединена с поперечной рулевой тягой переднего моста. Поводок и все тяги здесь — с наконечниками, имеющими две степени свободы.

ПЕРЕДНИЙ МОСТ — легкосъемный, представляет собой трубу диаметром 42 мм с приваренными в верхней части винтами для крепления к раме снегоката. К торцам трубы приварены вертикальные гильзы, усиленные бандажами — полосками листовой стали толщиной 3 мм. В гильзы вставлены позаимствованные у велосипедов вместе с подшипниками передние вилки. Сзади к ним приварены рулевые сошки (из шатунов велосипедных педалей), а снизу — втулки шарниров с присоединенными к ним самодельными звеньями и амортизаторами от мотоцикла «Восход-2М».

ЛЫЖИ снегоката состоят из стальных рамок и капроновых оснований, соединенных заклепками и трубками на носу (для прочности). Основания получены из капроновой трубы с толщиной стенки 10 мм следующим образом: сначала я вырезал из трубы обыкновенной пилой по дереву заготовки. Чтобы выпрямить их, нагрел по всей длине паяльной лампой, уложил между двух толстых досок и придавил грузом. Когда заготовки остыли, я снова нагрел их носики, согнул как надо и остудил водой. Лыжи с таким основанием имеют очень хорошее скольжение. На рисунке видно, что лыжи имеют подрезы. Каждый из них состоит из двух прутков диаметром 6 мм, привинченных к лыжам снизу. ГЛУШИТЕЛЬ сварен из стального листа толщиной 1,5 мм. Внутрь его вставлена сетчатая перегородка для уменьшения шума выхлопа.

ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ - ножной, с приводом на колеса. Педаль (она под правой ногой водителя) позаимствована у мотороллера «Электрон». От нее к тормозным колодкам заднего моста идет двухплечевая тяга из прутка диаметром 7 мм.

Натяжитеть цепи (вид сзади): 1-- лонжероны рамы; 2 — кронштейн натяжителя; 3 — ухо подвижное (сталь 20, 2 шт.); 4 — болт М8 (2 шт.); 5 — ось (сталь 20); 6 —гайки M16 (4 шт.); 7 - втулка распорная длинная (труба 23x2,8. L246); 8 -- подшипники 203; 9 — ступица (сталь 20); 10 — звездочка (z=42); 11 — втулка распорная короткая (труба 23x2,8, LI28).

Передний мост: 1 — гильза (сталь 20, 2 шт.); 2 — бандаж (полоса 60x3, L220, 2 шт.); 3 — балка (труба 42x5); 4 — винт крепления (2 шт.).

Схема рулевого управления: 1 — вилка правой опоры (вилка левой условно не показана); 2 — сошка вилки; 3 — тяга рулевая поперечная; 4 — шкворень тяги; 5 — поводок; 6 — шкворень рамы; 7 — качалка; 8 - тяга рулевая продольная; 9 — сошка руля; 10,12 — подшипники рулевого вала; 11 — вал рулевой; 13 - руль (от мотороллера «Электрон»).



Задний мост: 1 —гайка М24х1,5 (2 шт.); 2 — шпонка цилиндрическая (Ст6, пруток диаметром 6, L50, 2 шт.); 3 — ступица левого колеса; 4 — вал (сталь 20); 5 — втулки распорные боковые (труба 45x4,5, L94); 6 — сальник (кожа, 3 шт.); 7, 18 — корпуса подшипников (сталь 20); 8 — подшипники 207; 9 — втулка распорная центральная (труба 43x3,5, L285); 10 — винт М10 (8 шт.); 11 — звездочка (Ст5, z=60); 12 — ступица звездочки (сталь 20); 13 — шпонка призматическая (Ст6, 10x8x85); 14 — барабан тормозной (от мотоцикла «Иж-Ю-5», обточенный); 15 — ступица барабана (сталь 20); 16 —диск тормозной (от кожуха ведомой звездочки мотоцикла «Иж-Ю-5»);' 17 — винт М6 (4 шт.); 19 — ступица правого колеса; 20 — щеки крепления (сталь 20); 21 — втулка дистанционная (труба 43x3,5, L36).

Поперечная рулевая тяга: 1 — вилка регулируемая (сталь 20); 2 — тяга (пруток диаметром 23); 3 — шкворень (пруток диаметром 10); 4 — вилка нерегулируемая (сталь 20).

Передняя опора: 1 —основание лыжи (капрон); 2 — перемычка (уголок 20x20x3); 3 — усилитель (труба 15x1,2 шт.); 4 — рамка (уголок 20x20x3); 5 —амортизатор (от мотоцикла «Восход-2М»); 6 — стержень вилки (передняя вилка велосипеда, обрезанная); 7 — сошка вилки (шатун педали велосипеда, обрезанный); 8 — ножки звена (квадрат 24); 9 —кронштейн передний (сталь 20); 10 — болт M12 (4 шт.); 11 —заклепка (23 шт.); 12 — ушки крепления амортизатора (сталь 20); 13 — ножка вилки; 14 — втулка шарнира (сталь 20); 15 — шайбы (латунь, 4 шт.); 16 — обойма звена (полоса 24x4); 17 —гайка М6 крепления подреза (4 шт.); 18 — надставки рамки (лист s3); 19 — обойма лыжи (полоса 50x3); 20 — втулка звена (сталь 20); 21 —подрез (пруток диаметром 6, 2

Диск колеса 1,2 — ободы (труба 20x2); 3 — спица наклонная (труба 20x2,4 шт.); 4 — спица прямая (труба 20x2, 8 шт.); 5 — ложемент (труба 20x2, 8 шт.); 6,7 — щеки (лист s6); 8 — ступица (сталь 20).

Багажник: 1 — каркас (дюралюминий, уголок 30x30x3); 2 — панель корпуса (дюралюминий, лист s2); 3 — заклепка (дюралюминий, диаметр 3).

Глушитель 

материалы журнала Моделист-Конструктор

http://masteraero.ru

Категория: Снегоход&Вездеходы | Добавил: asyl
Просмотров: 7368 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Поиск


Copyright MyCorp © 2017