С развитием гидрокартинга в нашей стране, остро стала потребность во
введении новшеств и доработок в конструкции гидрокартов. И на смену
старым моделям, например таким как «Пионер», в этом материале мы хотим
предложить более совершенные модели гидрокартов «Дельфин» и «Пират».
Технические характеристики которых предусматривают использование
мощностью 5-10 л. с, но могут быть оснащены и стационарными двигателями с
принудительным воздушным охлаждением, типа «Тула-200» или ВП-150. В
этом случае передачу на винт придется изготовлять самостоятельно либо в
виде миниатюрной колонки, либо с прямым валопроводом. ГИДРОКАРТ «ПИРАТ» проще, чем «Дельфин». Для постройки его нужны следующие материалы: 1. Рейки сосновые 3000X50X15 мм (шпангоуты, бимсы) — 5 шт. 2. Рейки сосновые 3000X30X10 мм (стрингеры, пиллерсы) — 10 шт. 3. Рейки сосновые 3000X60X20 мм (киль) — 2 шт. 4. Фанера водостойкая 1525X1525 мм, толщина 3 мм — 4 листа. 5. Клей водостойкий ВИАМ-БЗ, эпоксидный или казеин — 2 кг. 6. Стеклоткань АСТТ(б) или мадаполам (для оклейки) — 10 м. 7. Краска нитроглифталевая — 3 кг.
«Пират», как и «Пионер», собирается на рамном стапеле. Только пропилы в
продольных досках стапеля придется сделать заново, так как шпангоуты
этого гидрокарта расположены несколько иначе (см. рисунок). Особое
внимание нужно обратить на подгонку и склейку бортовых стрингеров с
бобышкой, образующей форму носовой части корпуса. Лучше всего выполнить
ее «на ус», сострогав соответственно конец стрингера и торец бобышки.
Киль подгоняется по месту и вклеивается в прорези шпангоутных рамок.
После малковки набора каркас обшивается фанерой в такой
последовательности: сначала борта, затем дно. Донная часть обшивки
делается из двух продольных половин, со стыком на киле. Фанеру надо
тщательно подогнать, склеить и запрессовать гвоздями взагиб (на
расстоянии 30-40 мм друг от друга) — по стрингерам и шурупами 25 X 3 —
по шпангоутам. Когда клей высохнет, днище и борта зачищают,
корпус снимают со стапеля и поворачивают килем вниз. Зашивка палубы
почти не отличается от зашивки дна. Разница в том, что перед установкой
последних секций вся внутренность корпуса должна быть тщательно
проолифлена — для предохранения от набухания, и загнивания в случае
попадания туда воды. Для осмотра внутренних отсеков и удаления воды в
палубе между первым и вторым шпангоутами необходимо сделать лючок
размером 200 X 250 мм. Законченный и хорошо просушенный корпус
водного карта оклеивается в один слой стеклотканью АСТТ(б) на эпоксидной
или полиэфирной смоле. Смоляной клей составляется так: эпоксидная смола
ЭД-5 — 100 весовых частей, пластификатор (дибутилфталат) — 10 весовых
частей, отвердитель (полиэтиленполиамин) — 10 весовых частей. После
тщательного перемешивания в невысокой металлической посуде клей готов к
работе. Его необходимо использовать в течение 15-20 минут, иначе он
затвердеет в банке и будет непригоден. Если в распоряжении
строителя имеется не эпоксидная, а полиэфирная смола, клей следует
составлять так: смолы ПН-1 — 100 весовых частей, нафтената кобальта — 8
весовых частей, гипериза — 3 весовые части. Последовательность
составления: в смолу вливают нафтенат кобальта и тщательно перемешивают в
течение 10-15 мин. После этого вводят гипериз и снова тщательно
перемешивают. Нельзя соединять заранее нафтенат с гиперизом — это грозит
взрывом и серьезными ожогами! Поэтому и хранить эти вещества надо в
разных местах. Клей на основе полиэфирной смолы сохраняет свои
рабочие качества несколько дольше, чем эпоксидный. Тем не менее держать
его в банке более получаса не рекомендуется. Стеклоткань,
предназначенная на оклейку корпуса, должна быть тщательно просушена. Это
вызвано тем, что тончайшие стеклянные нити, из которых состоит
стеклоткань, очень гигроскопичны, а присутствие воды даже в ничтожных
количествах резко ухудшает качество склейки. Не следует допускать в
помещении, где производится склейка синтетическими смолами, падения
температуры ниже 20° С, а также сквозняков и повышенной влажности.
Склеиваемые поверхности желательно предварительно обезжиривать, протирая
тряпочкой, смоченной в ацетоне. Если стеклоткани и
синтетического клея приобрести невозможно, рекомендуем оклеить корпус
обыкновенным мадаполамом или бельевой бязью на нитроклее. Нитроклей
можно изготовить самому, растворив в ацетоне старую, предварительно
отмытую от эмульсии кинопленку. Приклеив ткань и тщательно заровняв те
места, где она ложится внахлест, весь корпус надо еще раз покрыть
нитроклеем, после чего зачистить наждачной бумагой разной зернистости и
окрасить нитрокрасками или глифталевыми эмалями в желаемый цвет.
Для получения хорошей маневренности и безопасности при выполнении
крутых поворотов водный карт должен иметь низкое расположение центра
тяжести. Поэтому сиденье водителя утоплено в палубу. Из этих же
соображений желательно снять все лишнее и ненужное с двигателя, например
румпель, систему шестерен управления газом, кожух и т. д., и
расположить топливный бак как можно ниже, в заднем отсеке корпуса.
При изготовлении и монтаже системы дистанционного управления газом и
поворотом двигателя следует обратить особое внимание на легкость хода
рулевого колеса и рычага управления газом, чтобы при любых возможных
поворотах двигателя не возникали люфты и «мертвые точки». Система
управления газом, известная под названием «самосброс», хороша тем, что в
случае падения гонщика в воду она автоматически переводит двигатель на
самые малые обороты, а при соответствующей регулировке может и вовсе его
выключить. Эта система широко применяется нашими водномоторниками.
Особой сложности в изготовлении она не представляет. Трос и гибкая
оболочка могут быть использованы из числа имеющихся в продаже
мотоциклетных деталей.
ГИДРОКАРТ «ДЕЛЬФИН» — современный миниатюрный глиссер так называемой
«трехточечной» схемы, то есть имеющий три точки соприкосновения с
поверхностью воды во время глиссирования: два расположенных спереди
спонсона и заднюю часть корпуса, непосредственно под транцем. «Дельфин»
довольно сложен в постройке, поэтому неопытному любителю нужно очень
внимательно изучить чертежи и построить сначала модель в масштабе 1:5, а
потом уже браться за изготовление настоящего карта. Изготовив все
шпангоуты и полушпангоуты, выкраиваем из водостойкой фанеры толщиной 4
мм заготовку, точно соответствующую по форме днищу нашего карта.
Поскольку стандартный лист фанеры имеет размеры 1525X1525 мм, а длина
донной части корпуса — два с половиной метра, нам придется делать эту
заготовку из двух кусков фанеры, соединяя их «на ус». Для этого кромки
сострагиваются, тщательно подгоняются друг к другу и склеиваются в
зажимном приспособлении, сделанном из двух толстых, хорошо простроганных
досок. К полученной таким образом панели днища, после ее разметки,
приклеиваются и фиксируются шурупами 25X3 мм вертикальные стенки
спонсонов. Одновременно вклеиваются на свои места рамки 1 и 2.
Получившаяся «закладка» устанавливается на простейший стапель-рамку в
положении «килем вниз» (хотя это выражение не совсем правильно,
поскольку киля, как такового, в данном случае нет). Дальнейшая сборка
идет путем последовательной вклейки на свои места деталей продольного и
поперечного набора, как показано на рисунке. Наибольшую сложность при
постройке гидрокарта «Дельфин» представляет изготовление и установка на
свое место дугообразного привального бруса в носовой части, к которому
крепится обшивка дна, спонсонов и палубы. Лучше всего выпилить его из
толстой многослойной фанеры (10-15 мм), но можно склеить из сосновых
реек 15X5 мм на специальном лекале, изготовленном из 40-мм доски.
Наклонные борта задней части корпуса из фанеры толщиной 4-5 мм
устанавливаются на клею и шурупах к бортовым стрингерам, связывая между
собой транец и рамку № 2. Сверху все эти элементы связываются фанерной
опалубкой (декой), которую желательно, так же как и днище, изготовить из
одного куска фанеры, состыковав для этого отдельные части «на ус». Законченный корпус оклеивается тканью и окрашивается, как было описано выше. Г. МАЛИНОВСКИЙ, мастер спорта СССР |