|
Рис. I. Усадьба с автономным энергообеспечением (вверху): 1 — потребитель
электроэнергии (нагрузка), 2 — синхронный электрогенератор с трансмиссией в
капсуле обтекателя, 3 — лонжерон лопасти (3 шт.), 4 — кок ветроколеса, 5 —
лопасть парусная (3 шт.), 6 — опорно-поворотный узел, 7 — мачта из металлических
ферм, 8 — оттяжки.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ВЕТРОЭНЕРГОУСТАНОВКИ
Диапазон рабочих скоростей ветра, м/с 3—20
Мощность, отдаваемая в нагрузку, Вт 1200
Электрогенератор переменного тока, синхронный Ветровое колесо трехлопастное, с
самоустановкой в ветровом потоке
Диаметр ветрового колеса, м 3,7
Лопасть парусная, с изменяемой площадью и самоограничением Габариты обтекателя с
силовой частью, мм D 580X1780
Идея — обуздать ветер, обеспечив тем самым себя даровой электроэнергией,—
несомненно, весьма заманчива. Но выпускаемые промышленностью
ветроэнергоустановки не всегда подходят для размещения их, например, возле
загородного дома. Да и цены на них астрономические. Альтернативой может стать
вполне доступная с точки зрения семьи со средним достатком самодельная
ветроэнергоустановка — такая, как изображена на публикуемых иллюстрациях. За
исключением синхронного электрогенератора переменного тока, ее конструкция не
содержит дорогих и остродефицитных деталей и узлов. Проста (а следовательно,
надежна в работе, легка в изготовлении и наладке) кинематика. А энергетические
возможности таковы, что при средней скорости ветра V ср 4,8 м/с
они с лихвой обеспечат потребность в электроэнергии небольшого дома с усадьбой и
хозяйственными постройками.
Р и с. 2. Кинематическая схема ветроэлектроустановки:
1 — ветроколесо трехлопастное парусное, 2 — шарикоподшипник радиально-упорный (2
шт.), 3 — труба опорная квадратного сечения, 4 — вал ведущий, 5 —
шарикоподшипник радиальный (2 шт.), 6 — промежуточный вал, 7 — передача силовая
с приводной роликовой цепью ПР-19,05, 8 — обтекатель, 9 — передача силовая с
приводной роликовой цепью ПР-12,7, 10 — генератор синхронный мощностью 1200 Вт,
11 — стойка-труба внутренняя, 12 — подшипник радиальный самосмазывающийся, 13 —
стойка-труба внешняя, 14 — подпятник, 15 — мачта из металлических ферм.
Р и с. 4. Сшивание паруса из заготовки, сложенной
вдвое:
1 — полоса усиления (75-мм ширины капрон) законцовочной части, 2 — припуск шва
20-мм, 3 — заготовка полотна паруса (капрон, сложенный вдвое). 4 - полоса
усиления основания (75-мм ширины капрон).
Рис. 6. Шаблоны для выполнения заготовок:
1 — формующий брусок (20-мм фанера), 2 — кронштейн стыковочный, 3 — контур
деревянного блока, а равно — второго слоя у ребра-«сандвича», 4 — первый слой
ребра-«сандвича».особой конфигурации), 9 — ребро-«сандвич» (склепанные и «эпоксидированные»
вместе заготовки из 6-мм листа АЛ9-1; 3 шт.), 10 — кронштейн стыковочный (20-мм
отрезок алюминиевого уголка 25X25 мм, 6 шт.), 11 — малая укосина (12-мм
алюминиевый прокат), 12 — законцовка (отрезок склепанных вместе и «эпоксидированных»
алюминиевых уголков 25X 25 мм) ,13 — гильза свинцовая (12-мм отрезок
сплющиваемого цилиндра с наружным диаметром 12 мм и внутренним — 3 мм, 2 шт.),
14 — оболочка троса (два последовательно составленные отрезка полиэтиленовой
трубки), 15 — трос натяжной.
Р и с. 7. Стапель:
1 — базис, 2 — распорка, 3 — стойка-фиксатор лонжерона лопасти (2 шт.), 4 —
шаблон для выполнения работ на основании паруса, 5 — планка усиления (3 шт.), 6
— стойка-фиксатор середины паруса, 7 — стойка для работ на законцовке. Все
детали стапеля изготавливаются из 20-мм фанеры, крепление — на шурупах.
Стрелками указаны направления, в которых прикрепляются ребра-«сандвичи» к
стапелю на предусмотренные для них места.
Рис. 8. Расположение узлов и деталей на несущей конструкции с трансмиссионной
системой:
1 -- вал ведущий (диаметр 25 мм, длина 1500 мм. Сталь 45), 2 — кок ветроколеса
(Д16), 3 — держатель (полоса сечения ЗХ 25 мм, СтЗ, 3 шт. 4 — спица
ступицы приварная (стальной уголок 25Х 25 мм, 3 шт.), 5 — ступица (Сталь 20), 6
— подшипниковый узел ведущего вала (2 шт.), 7 — горизонтальный кронштейн (стальной
уголок 25X25 мм, 2 шт.), 8 — труба опорная стальная (в сечении — квадрат 50X50
мм, толщина стенки 4 мм) с наварными квадратными стальными 4-мм щечками на
концах, 9 — звездочка 23=45 (Сталь 45), 10 — цепь ПР-12,7, 11 — кронштейн
вертикальный (300-мм отрезок стального швеллера № 8, приваренный к боковым
стенкам опорной трубы), 12 — гайка М14 с шайбой Гровера (4 шт.), 13 —
промежуточный вал (диаметр 20 мм, длина 350 мм, Сталь 45), 14 — подшипниковый
узел промежуточного вала (2 шт.), 15 — болт М14 (4 шт.), 16 — цепь П Р-19,05, 17
— звездочка 22=18 (Сталь 45), 18 —звездочка 21 = 42 (Сталь 45), 19 — болт М18 (4
шт.), 20 — звездочка 24= 17 (Сталь 45), 21 — кронштейн коробчатый (размеры по
месту установки в зависимости от типа генератора, СтЗ, 2 шт.), 22 — генератор
электрический, синхронный, мощностью 1200 Вт, 23—опорно-поворотный узел, 24—
стойка-труба стальная внутренняя (длина 90 мм, внешний диаметр 60 мм, толщина
стенки 4,5 мм), 25 — укосина приварная (305-мм отрезок стального уголка 25X25 мм,
2 шт.), 26 — шайба стопорная (4 шт.), 27 — гайка М18 (4 шт.), 28 — гайка М12
самоконтрящаяся прорезная (6 шт.), 29 — лонжерон лопасти (1830-мм отрезок трубы
с внешним диаметром 50 мм и толщиной стенки 3,5 мм, АЛ9-1, режим термообработки
Т6, 3 шт. ),30 — болтМ12 (6 шт.).
«Изюминка» всей конструкции здесь — ветровое колесо. Во-первых, оно лопастное.
Уступая простейшему роторному некоторой архаичностью своего внешнего вида,
напоминающего средневековые мельницы, с которыми сражался небезызвестный
Дон-Кихот, этот ветряк выигрывает в главном: мощности, отдаваемой в нагрузку,
во-вторых, в паре с ветром в данном случае работает... парус — на каждой из трех
лопастей с изменяемой площадью SЛ и самоограничением, предусмотренным для
сильных ветров. Дело в том, что лопастной узел у крыла ветряка состоит из
жесткой передней кромки, ребер соответствующего сечения и «закрутки»,
обеспечивающих оптимальный режим работы концевой, средней частей и основания, а
также задней кромки, натяжение которой обеспечивает стальной трос. Парус лопасти
— из пропитанного синтетическим лаком капрона. Он натянут на остов с
закреплением прижимной планкой на распорке-основании (см. рис.), а благодаря
тросу — всегда упруг. Ткань после пропитки синтетическим лаком отнюдь не
потеряла своей эластичности, и лопасть способна изменять форму в ответ на порывы
ветра. Автоматически принимает и наилучший для каждой конкретно складывающейся
ветровой нагрузки угол тангажа. Ну а случись — налетит ураган. Что тогда? Да
ничего страшного не произойдет. Трос, задающий натяжение задней кромке, напряжен
так, что при скоростях ветра, превышающих рабочий диапазон, парус опадает,
становится как бы недействующим: возникает режим самоограничения, причем —
автоматически.
Из других технических решений, удачно вписавшихся в конструкцию данной
ветроэлектроустановки, нельзя не отметить также простоту и надежность
выполнения опорно-поворотного узла, съем электроэнергии в нагрузку,
использование в кинематической схеме не углового редуктора, а обычных
цепных передач, успешное размещение практически всей кинематики в
капсуле обтекателя. Неплохо зарекомендовала себя в деле и сама капсула.
Особенности изготовления основных узлов, как и всей рассматриваемой
ветроэлектроустановки,— следствие ее оригинальности. Взять, к примеру,
переднюю кромку лопастного узла. По сути своей это кессонная
конструкция. Для нее нужен остов: лонжерон с соответствующими
взаимосвязанными элементами. А их не сделать без шаблонов. Шаблонов
потребуется шесть. Два — для образующих ребра блоков, три — для
сборочного приспособления лопастного узла (стапеля) и один — для
исходной заготовки ребра. При их изготовлении требуются максимальные
аккуратность и сосредоточенность, чистота разметки.
Два шаблона (см. рис. 6, поз. 1) приклеивают к отрезку 20-мм фанеры. Следуя
контуру, вырезают ножовкой или лобзиком две образующие ребро фанерные подкладки.
Просверливают 5-мм отверстия под центр лонжерона и разметки сборки. Закругление
радиусом 2,5 мм (для загибания фланца) и пятиградусный срез заднего угла
выполняют с помощью рашпиля.
Шаблон (поз. 4 рис. 6) с 15-мм кромкой под фланец приклеивают к 6-мм
алюминиевому листу АЛ9-1, прошедшему термообработку Т4. Получившуюся заготовку
аккуратно вырезают; просверливают лонжеронный центр, а для правильной установки
на стапеле — соответствующие отверстия. Это своеобразный новый шаблон для
изготовления еще восьми таких заготовок (по 3 шт. на каждую лопасть).
Ребра-«сандвичи» получают, «прослаивая» заготовки между двух формующих блоков
(подкладок). Жесткой фиксации добиваются, вставляя 5-мм болты через отверстие в
стапеле и отверстие лонжеронного центра в формующие блоки с заготовками. А чтобы
«прослаивание» шло успешнее, будущие «сандвичи» зажимают в кузнечных тисках.
Отгибания фланцев в нужные стороны достигают, используя резиновый молоток.
Формовку фланца завершают, используя свинцовый мягкий припой. После чего
получившееся ребро вынимают, подрезают задний край, чтобы максимально
приспособить к лонжерону. Теперь дело за остальными деталями лопасти.
Стыковочные кронштейны изготавливают из алюминиевого уголка 25X25 мм. Из него же
выполняют распорки для удержания каната и натяжения задней кромки в основании, в
середине и на законцовке лопасти. Делают их весьма своеобразно: не из одного, а
их двух отрезков алюминиевого уголка, склепанных и «эпоксидированных» вместе.
Длина такой заготовки 2,4 м. В своем сечении она напоминает букву Т. Высокое
качество шва достигается тщательной очисткой поверхностей до их соединения, для
чего используют сильные моющие средства с последующим «прополаскиванием водой и
протиранием до блеска металлической «путанкой».
Нужной формы у распорок добиваются, воспользовавшись ножовкой по металлу. А
вырез для лонжерона, заклепочные и тросовое отверстия высверливают
электродрелью. Как, впрочем, и отверстия в распорке-основании для прикрепления
впоследствии прижимной планки, чтобы надежно удерживать парус
на лопасти даже во время самых больших ветровых нагрузок. Что касается
стыковочных кронштейнов, то они приклепываются и «эпоксидируются» и к распоркам
(см. иллюстрации), и к ребрам-«сандвичам», и к лонжерону лопасти. Причем удобнее
это делать на специальном приспособлении — стапеле, благодаря которому
обеспечивается единообразное выполнение лопастей и правильно устанавливаются
углы тангажа.
Рис. 9. Капсула обтекателя:
1 — шпангоут основной (многослойная фанера. 3 шт.), 2 — продольная панель
обшивки люка (12-мм фанера, 2 шт.), 3 — лонжерон (рейка из многослойной фанеры,
вырезанная с изгибом после 3-го шпангоута, 4 шт.), 4 — соединение болтовое М16 с
самофиксацией (8 шт.), 5 — кронштейн-направляющая(ЮО-мм отрезок стального уголка
40Х40 мм, 4 шт.), 6 — полоса обшивки (фанера, суживающаяся по ширине после
прогиба на 3-м шпангоуте, 23 шт.), 7 — шпангоут переходной (20-мм фанера), 8 —
шпангоут концевой, 9 — покрытие стеклопластиковое, 10 —насадка конусообразная (максимальный
диаметр 386 мм, пенопласт), 11 —поперечная панель обшивки люка (20-мм фанера).
Рис. 10. Опорно-поворотный узел:
1 — кронштейн приварной (стальной уголок 25Х 25 мм),
2 — заклепка (4 шт.), 3 — кабель электрический, 4 — клемма и подвод к щетке
контактной (2 шт.), 5 — жила электрокабеля (2 шт.), 6 — 5-мм пластина
стеклотексто-литовая, 7 — упор-крон штейн (алюминиевый уголок 12Х 12 мм, 2 шт.),
8 — пружина с контактным винтом (2 шт.), 9 — гнездо-направляющая (алюминиевая
труба квадратного сечения с элементами крепежа, 2 шт.), 10 — щетка контактная (2
шт.) ,11 — электропровод изолированный (2 шт.), 12 — стойка-труба стальная
внутренняя, 13 — кольцо латунное с контактным винтом (2 шт.), 14 — втулка
текстолитовая с двумя установочными винтами, 15 — шайба (СтЗ) гребенчатая с
двумя установочными винтами, 16 — подшипник радиальный самосмазывающийся (АФГМ),
17—стойка-труба стальная наружная, 18 — подпятник (БрАЖ9-4), 19 — болт М24 с
гайкой и фиксацией затяжки.
Вот одна из таких операций.
Ребра-«сандвичии прикрепляют болтами к стапелю на предусмотренные для них места
(в направлениях, указанных на рис. 7 соответствующими стрелками, и по
установочным отверстиям, которые сделаны как в стапеле, так и в самих ребрах).
Затем аккуратно укладывают, начиная с законцовкн, а боковые полочки» тросовых
распорок на предназначенные для них «постаменты», располагающиеся под требуемыми
углами к базису торцы фанерных выступов: стойки 7, стойки-фиксатора 6 и шаблона
4 (см. рис. 7). Лопастный лонжерон продевают в образовавшиеся на стапеле
отверстия, благо полукруглые выемки радиусом 25 мм для этого специально и
предусмотрены.
Выполняют разметку заклепочных отверстий в лонжероне. Потом последний вынимают,
сверлят в нем отверстия. А установив лонжерон вновь в стапеле, приклепывают и «эпоксидируют»
стыковочные кронштейны.
Алюминиевую обшивку передней кромки лопасти выполняют из 6-мм листа АЛ9-1,
предварительно изогнув его в виде параболы. Причем последнее лучше сделать на
ровном полу с помощью длинной доски, наложенной ребром по оси изгиба. Упершись
коленями в доску, руками, всем телом создают необходимое давление на лист,
добиваясь получения желанной формы.
Следующая операция — прикрепление обшивки к лопастному скелету. При этом
целесообразно воспользоваться специальными С-образиыми зажимами (на иллюстрациях
не показаны).
Начиная с законцовки, просверливают заклепочные отверстия в покрытии, лонжероне
и в ребрах. Соединяемые детали «эпоксидируют» и приклеивают. А после того как «эпоксид»
затвердеет окончательно, выполняют обрезку «избыточного» алюминия с опиловкой
образовавшихся острых краев.
Теперь — несколько слов о задней кромке лопасти. Монтируется она с 3-мм гибким
стальным тросом, который продевают через предназначенные для него отверстия в
распорках. Трос устанавливают в хлорвиниловые трубки и закрепляют у законцовки,
зажав его в свинцовой гильзе. После чего на лопастный скелет натягивают парус.
Столь ответственную операцию лучше выполнять вдвоем. Один человек встает на
стол, удерживая в своих руках лопасть таким образом, чтобы распорка-основание
находилась внизу, а трос задней кромки располагался вертикально с навешенной на
конце двухпудовой гирей. Тогда другой (помощник), убедившись, что требуемое
натяжение достигнуто, запрессовывает на тросе вторую, находящуюся у
распорки-основания свинцовую гильзу. Излишек троса и гильзы обтачивают. А
«открытый» конец паруса заворачивают с последующим закреплением на
распорке-основании с помощью прижимной планки и болтов с гайками.
Остальные лопасти изготавливают аналогичным образом. Что касается других узлов и
деталей, то их выполнение особых трудностей, как правило, ни у кого не вызывает.
То же можно сказать и о сборке всей ветроэлектроустановки в целом. Проста и
отладка. Дерзайте!
sdmastera.narod.ru
|