Данная
установка планировалась как очередной эксперимент по изготовлению
самодельного ветрогенератора из подножных материалов. Их в избытке
можно найти в любом гараже, со списанных механизмов и прочего
металлолома, которому еще в умелых руках можно дать вторую жизнь. Что
из этого получилось, самому мне судить сложно, так как любой мастеровой
в своей работе всегда видит кучу недостатков. Поэтому выкладываю
материалы по изготовлению и полученным результатам на суд посетителей
данного сайта.
Все расчеты и исполнение зависело от марки применяемого
генератора. Эта деталь одна из основополагающих в конструкции любой
ветроэлектроустановки. Не секрет что в настоящее время найти
необходимый по всем параметрам генератор или мотор на постоянных
магнитах очень сложная задача и поэтому выбор пал на генератор Г99.3701
применяемый в тракторной технике и обеспечивающий самовозбуждение от
встроенных магнитов.
Характеристики генератора:
номинальная мощность - 1000 W;
номинальное напряжение - 28 V;
максимальный ток нагрузки - 36 А;
начало возбуждения - 1250 об/мин.;
номинальная частота вращения - 4500 об/мин.;
масса (не более) - 6,8 кг.
Стоимость
его, на момент постройки, не превышала 50 $ в перерасчете с
национальной валюты, и по ценовым параметрам выглядел очень интересным
для использования. Все производители «ветряков» номинальную мощность
заявляют при скорости ветра 10-11 м/с., и я взял за основу этот
показатель. При этих скоростях ветра расчет показал, что ветроколесо
должно быть 3-х метровым, а повышающий редуктор 1 к 40. Ветроколесо
решил использовать 12 лопастное, лопатки из 3мм. алюминия профилированы
в желобок с круткой. Ширина лопатки 200 мм., длина 1200мм. Углы
установки сечений можно увидеть в прилагаемой таблице, профиль лопатки
на странице "Ветроустановка 1.6м". Чтобы дать прочность ветроколесу,
применен обод, изготовленный из тонкостенной стальной трубки диаметром
16мм.
Вал ветроколеса установлен на двух шариковых подшипниках,
и через резиновую муфту от автомобиля ВАЗ соединен с редуктором у
которого коэффициент передачи 1 к 31. Далее через клиноременную
передачу вращение передается на генератор. Передаточный коэффициент
шкивов составляет 1,3, в результате чего общий коэффициент передачи
составляет округленно 1 к 40. Можно было выбрать и другую компоновку,
но данное решение позволило без больших затрат проверить на практике
расчетную часть путем изменения размеров шкивов. Больше всего меня
огорчил редуктор, он был такой тугой, что я его еле проворачивал рукой
за вал, но стоило снять с него сальники, он вращался как детская
игрушка. Но отказаться от сальников, не было ни какой возможности,
ограничился только тем, что снял с них пружины. Какое то улучшение
дало, но незначительное. Не имея другого редуктора, решил увеличить
немного момент и увеличил диаметр ветроколеса до 3,1 метра.
Поворотный
узел выполнен на одном коническом и одном шариковом подшипнике. Увод из
под ветра для ограничения мощности и буревая защита выполнена путем
смещения оси мачты относительно оси ветроколеса.
Хвостовое устройство изготовлено из тонкостенных труб
диаметром 16 мм. шарнирно соединенное с поворотной платформой, и
уравновешено пружинами. Усилие пружин также рассчитывается. Ранее
применялась только одна пружина и свобода отклонения хвоста только в
одну сторону, и это создавало, при резком изменении направления ветра,
большие гироскопические моменты из за большой массы ветроколеса. Сейчас
откланяется хвостовое устройство, а затем спокойно подтягивает за собой
ветроколесо. На оперение в разное время использовались разные
материалы, но в последнем варианте использование ячеистой
поликарбонатной плиты мне кажется предпочтительней всего. Легкий и
прочный материал.
Токосъемных колец и щеток для передачи энергии от генератора не использую. Провод свободно опускается внутрь мачты.
Мачта, в зависимости от того, где устанавливался
ветроагрегат, использовалась двух видов: одна цельная, поднимается
лебедкой и фиксируется к стене строения, вторая телескопическая, и
поднимается автомобильным домкратом с фиксацией растяжками.
Расчетные
размеры в описании приводить не буду, так как вряд ли кто-то будет
воспроизводить эту конструкцию в таком виде. Основная задача, поделится
решениями и результатами. А если кого заинтересует данный опыт, то все
расчеты которыми я пользуюсь, найдете на этом сайте и рассчитает свою
конструкцию самостоятельно. Хочу отметить, что производимые работы
позволяют уточнять и вносить поправки в расчетные приложения. Поэтому
они периодически будут обновляться. Обращайте внимание на дату
последних обновлений.
Что показали испытания данной конструкции:
1
- редуктор вносит свою лепту в стартовый момент. Начало вращения
происходит только при 3 м/с., хотя для сравнения, 6 лопастная 1,6
метровая установка в тех же условиях начинает вращение при 2 м/с.
Морально этот факт немного угнетал.
2 - реле регулятор, штатно установленный в генераторе
пришлось исключить. При наборе оборотов, самовозбуждение происходит
лавинообразно, и приложенная мощность начинает тормозить ветроколесо до
срыва генерации, и далее процесс повторяется. Для устранения этого
недостатка, что только я не использовал, и ШИМы применял и контроллеры
программировал, пытаясь интеллектуально управлять, но лучший результат
оказался более простым. Убрал реле регулятор, вместо него поставил 20
ватный резистор на 40 Ом., и генератор стал себя вести подобно мотору
на постоянных магнитах. По мере роста напряжения, увеличивался и ток на
обмотку возбуждения.
Схема принципиальная коммутатора ветроустановки Кликниете по картинке для ее увеличения
После
этого при 3,5 – 4 м/с ветрогенератор стал выдавать первый ампер тока на
24 вольтовые аккумуляторы. Более точно вычислить довольно сложно, так
как массивное 20 кг. колесо работает как маховик и сглаживает
непостоянство ветра.
Характеристики ветроустановки 3.1м Кликниете по картинке для ее увеличения
http://sam-stroy.info
|