Эту ветроустановку я сделал год назад. У меня в аренде ставок 15 га
расположенный в трех километрах от ближайшего села, я там построил
домик и оборудовал 12 вольтовой сетью (свет, телевизор) питаемой от
аккумулятора. Аккумулятор надоело возить на подзарядку за 50 км в
город, где я живу, и, кроме того, они быстро выходят из строя при таком
режиме эксплуатации. Вот и возникла идея о ветряке.
Этот
тип ветряка я нашел в интернете три года назад, и он мне понравился
простотой изготовления. (в описании он изготовлялся из фанеры).
Какой-то инженер якобы рассчитал его и обещал мощность в 800 ватт. Вот
на это я и купился. Да ещё всем известные преимущества вертикального
ветряка перед горизонтальным окончательно поставили точку в вопросе о
выборе конструкции.
На ветряке установлены 4 лопасти. Высота
каждой лопасти 1 метр, ширина 0,8 м, диаметр барабана 1,9 м, вес самого
барабана около 40-50 кг. Лопасти сделаны из крыш легковых автомобилей,
которые скреплены между собой для жёсткости двумя (сверху и снизу)
крестовинами, изготовленными из полосы 45мм.
Крестовины
крепятся к двухдюймовой трубе от строительных лесов. Снизу к трубе на
болтах привернута чрез фланец жигулёвская полуось, вращающаяся на двух
подшипниках.
Верхний - 308 от волговской полуоси, а нижний - 306 от жигулёвской
полуоси. Подшипники закреплены в разборном пирамидальном основании,
сделанном из 40 уголка. Хомуты для крепления подшипников я сначала
прихватил вместе с подшипниками, а затем вынув подшипники обварил по
кругу оставив немного непровареного места для зажима подшипников,
вобщем если расслабить болты, то подшипники легко снимаются.
Я
надеялся получить 120-180 оборотов в минуту, но на самом деле без
нагрузки при ветре 10-15 м/сек ветряк делает 30 – 40 об/мин. Генератор
я сначала взял Г-250 на 60 ампер. Поставил на вал ветряка звёздочку 48
зубьев с заднего колеса от мопеда, которая через цепь крутила маленькую
звёздочку на 10 зубьев (ведущая от Д-6). Маленькая звездочка в свою
очередь была закреплена на большом шкиве, выточенном из жигулёвского
маховика, а тот через ременную передачу крутил генератор. Такой
мультипликатор имел редукцию примерно 1/12.
При ветре 4-5 м/с ветряк начинал вращение со скоростью 15 об/мин.
Генератор вращался со скоростью 180 об/мин и давал максимум 6 - 8
вольт. Это и отбило у меня желание применять автогенераторы на таком
ветродвигателе. И тут я вспомнил инженера, который обещал 800 ватт и
понял, что расчёты он не производил вообще. Поэтому я занялся
изготовлением дискового генератора, который уже описывал на форуме.
После
неудачи с генератором возникла мысль приделать к ветряку насос, для
накачивания воды из ставка. В голову приходили разные варианты, как
сделать самодельный насос, но когда я понял, что тормозная камера от
грузовика подойдёт в качестве насоса с минимальными переделками, то, не
раздумывая, приобрёл её и сразу же разобрал (ЗИЛовская передняя
разбирается проще всех, всего 2 болта, и самая дешёвая).
Пришлось заменить мембрану, так как она жёсткая, вырезав её из
автомобильной камеры, приварить два штуцера с полдюймовой резьбой и
просверлить отверстие в штоке, чтобы, нарезав в нём резьбу, прикрутить
болтом прижимную пластину для мембраны вот и вся переделка. Прижимные
шайбы остались родные, они достаточно широкие - около 50 мм.
Клапана
полдюймовые у нас есть в любом сантехмагазине - мне очень понравились,
так как у них высокая степень герметичности. Не надо заполнять систему
водой, её прекрасно на сухую закачивает прямо со ставка.
Ход
штока с мембраной составляет 3 см, то есть сам кривошип 1,5 см.
Подшипник стоит 201, болты его прижимающие М6, а болт проходящий сквозь
него, на котором он крепится - М10
От ставка до домика 40
метров и от уровня воды в ставке до уровня ёмкости высота 1-1,5 м. При
слабом 5-6 м/с ветре установка делает примерно 1 оборот за 4 секунды.
75-ти литровую бочку накачивает приблизительно за 20-30 минут. При
таком ветре ветряк под нагрузкой часто останавливается, а при более
сильном ветре качает уверенней. Если зажать шлагн, то вода бьет на 4
метра в высоту. Т.е. насос развивает давеление примерно в полатмосферы.
Насос начинает качать примерно с 5-6 м/с. Хочу сделать насос
меньше в диаметре, чтобы качал при более низких скоростях ветра, то
есть продолжительней.
Почему ветроустановку не опрокидывает ветром сам не пойму даже при
штормовом ветре стоит как вкопаная, наверное, я при изготовлении угадал
периметр опоры. В установке ничего вообще не сломалось, хотя она
крутилась у меня на крыше домика вхолостую всё прошлое лето. Ось не
сломало потому, что при таких подшипниках ее и не должно сломать (там
ломаться нечему), ведь основную нагрузку несёт верхний волговский
подшипник, а он рассчитан нести на себе автомобиль, который весит 1700
кг.
Ветер
у меня почти постоянно, только на ночь стихает. Ведь там чистое поле и
поблизости посадок почти нет (одна небольшая сзади домика). А стартует
ветряк при малейшем ветре, часто крутится, когда ветер вообще не
ощущается.
Недостаток один - маленькие обороты. Шума,
естественно, при таких оборотах не было, разве что, когда
мультипликатор стоял, и то не очень шумело. Вибрации соответственно
тоже не наблюдалось.
Как только я установил ветряк на крыше
домика, то селяне начали заезжать к нам на ставок под разными
предлогами, не забывая, конечно же, спросить о ветряке.
Расходы на изготовление ветроустановки таковы: Подшипники -34 гр.
12 метров уголка -79 гр.
Два полудюймовых клапана -12 гр.
1 банка краски -10 гр.
Пневмоцилиндр -30 гр.
Полуось б/у -25гр.
Крыши от машин достались бесплатно.
Итого: 190 гривней или 29 евро.