Самодельная лодка из алюминия. Во времена СССР на колхозных и совхозных
лугах зачастую устраивались культурные пастбища, на которых
монтировались системы орошения. С развалом ближайшего к нам колхоза
поливальная установка на таком лугу пришла в негодность. А
дюралюминиевые трубы от нее диаметром до 250 мм и длиной до 12,5 м так и
остались лежать среди травы. Многие приспособили эти трубы для обсадки
водяных скважин, для печных труб (они неплохо смотрятся в «ансамбле» с
оцинкованными крышами) и даже для изгороди — не гниют и не ржавеют. Мой
же товарищ, механик-самородок, догадался использовать их как материал
для строительства лодок. Мы извлекали из труб набившийся грунт и
разрезали их вдоль на циркулярке фрезой. Насколько было возможно,
распрямляли разрезанные трубы специальными приспособлениями — ломами с
зацепами, потом чистили и выколачивали молотками и кувалдами на песке, а
затем на толстой резине, получая листы плоские или с нужной кривизной
поверхности. Толщина листов (стенок труб) — от 2 до 3 mm. Листы пожестче
пускали на днища и палубу, помягче — на борта и боковые наделки. Себе я
склепал на скорую руку плоскодонную лодочку — «лыжу» шириной 1 м. Потом
сделал для своего родственника еще одну лодку, затем катамаран, но он
оказался слишком тяжелым и неповоротливым. Наконец подступился к
последней своей лодке— «Кардиналу». Проектировал и делал ее с
тем расчетом, что когда-нибудь поставлю на нее водометный двигатель,
детали для которого потихоньку уже точу. Корпус лодки — клепаный с
обводами «полутримаранного» типа, имеет сзади две боковые наделки
(спонсоны) со своими килями. Корма - транцевая. На транец
устанавливается подвесной мотор. Палуба на юте сделана с углублением под
будущий водометный двигатель. В носовой части палубы смонтирован люк.
Через него в трюм укладываются пустые пластиковые бутылки для повышения
плавучести лодки и необходимое снаряжение. Места водителя и
пассажира оборудованы в кокпите в срединной части лодки. Спереди кокпит
огорожен лобовым стеклом оранжевого цвета. На передней панели размещены
все приборы. Килеватость корпуса лодки в передней части, как и
спонсонов, переменная, в задней — постоянная и составляет 90°. К бортам
корпуса в его подводной части на высоте 50 мм от «лыжи» приклепаны с
обеих сторон алюминиевые полосы — продольные реданы. Такие же полосы
приклепаны по периметру лодки, кроме транца, — это брызгоот-бойник — и к
килям спонсонов — полозки. Нахлест листов дюралюминия в местах всех
стыков — 35 мм. Заклепки диаметром 5 мм в подводной части корпуса — с
потайной головкой, в остальных местах—с полукруглой. Расположены они в
два ряда (с расстоянием 15 мм между рядами) в шахматном порядке с шагом
20 мм. Такое соединение листов не потребовало даже герметизации
стыков. Когда-то, лет 25 назад, по такой же технологии я склепал из
листов нержавеющей стали четыре бочки для солений. Швы до сих пор
остаются герметичными, и бочки не текут! Рулевое колесо выгнул из
тонкостенной стальной трубы, спицы вырезал из стального листа толщиной 1
мм. Все это аккуратно приварил к «баранке» и покрасил. В
результате лодка с дюралюминиевым корпусом-обшивкой получилась не такой
уж и тяжелой, а вот преимущества ее перед деревянными очевидны: высокая
прочность, долговечность, несложный уход, отсутствие силового набора.
Ходовые качества лодки превзошли все мои ожидания. Под мотором
«Москва-30» даже при полном «газе» с места лодка на «дыбы» не встает. На
крейсерской скорости скользит на пятке лыжи и на полозках в пределах их
длины 350—400 мм (с одним водителем). При резком же сбросе «газа» лодка
плавно оседает в воду, даже не образуя волны.
(Автор: В.ПРОНИН, г.Краснослободск, Мордовия)
Самодельная
лодка из алюминия: 1 — носовой рым; 2 — палуба; 3 — люк носового
ахтерпика; 4— приборная панель; 5 — кокпит; 6 — лобовое стекло; 7 —
руль; 8 — банка; 9 — моторная ниша; 10 — транец; 11 — борт корпуса; 12 —
«лыжа»; 13 — продольные реданы; 14 — полозки; 15 — боковые наделки
(спонсоны); 16 — люк кормового ахтерпика; 17 — ручка; 18 —
брызгоотбойник
Теоретический чертеж корпуса
Схема стыков: 1 —наружный борт спонсона; 2 — внутренний борт спонсона: 3—полозок; 4 — уголок жесткости; 5 — заклепка |