Пенопластовая лодка «Гамма» на плаву.
Обычно судостроители-любители при знакомстве с каким-либо новым
материалом оценивают его прежде всего с точки зрения применимости для
постройки лодки. Пенопласт не был исключением. Его сразу же начали
использовать в качестве изоляции, для обеспечения непотопляемости, при
постройке стеклопластиковых судов — для изготовления узлов набора. А вот
в качестве основного конструкционного материала пенопласт почему-то не
применяют, хотя, на мой взгляд, малые лодки-челноки и тузики делать из
него можно и нужно.
Напомню основные преимущества пенопласта перед «традиционными»
материалами, обычно применяемыми для постройки таких лодок (не будем
говорить о термопластах, которых пока нет). Пенопласт легок, обладает
достаточной прочностью, высокими теплоизоляционными качествами, неплохо
режется и пилится (пенопласты типа ПС-1 и ПСБС отлично режутся
нихромовой струной, нагретой при подключении к ней электрического тока),
хорошо склеивается. С другой стороны, изгибать пенопласт нельзя.
Для проверки возможностей пенопласта марки ПС-1 я сделал из
него безнаборную непотопляемую весельную лодку «Гамма», которая при весе
около 20 кг имеет грузоподъемность 120 кг и довольно удобна в
эксплуатации, особенно при выездах на рыбалку на легковом автомобиле.
Основные размерения лодки из пенопласта |
Длина наибольшая, м |
2,60 |
Ширина по планширю, м |
1,05 |
Ширина по днищу, м |
0,78 |
Высота борта на миделе, м |
0,38 |
Высота борта в оконечностях, м |
0,40 |
При проектировании самым трудным делом оказался выбор формы
корпуса: из плоских элементов надо было сделать ходкое, легкое в
изготовлении и удобное суденышко.
В конце концов, получилась лодка из пенопласта
с транцевым носом и кормой, килеватой носовой частью, наклонными (с
развалом) бортами и плоским днищем, несколько приподнятым к корме (здесь
установлен кормовой киль-плавник).
Теоретический чертеж корпуса лодки из пенопласта
Раскрой деталей лодки из пенопласта
I — кормовой транец; II — кормовая часть
борта (2 шт.); III — кормовая часть днища; IV — борт (2 шт.); V — днище;
VI — носовая часть борта (2 шт.); VII — скуловой лист (2 шт.); VIII —
носовой транец.
Отдельные плоские детали толщиной 30 мм после склеивания
образуют монолитную конструкцию. Транцы выполнены из листа вдвое большей
толщины и плавно скошены по контуру. Стыкующиеся кромки соединяемых
деталей срезаны на угол, как показано на эскизе лодки.
Это дает увеличение площади склеивания по соединениям и несколько
упрощает раскрой листов, так как отпадает необходимость делать пересчет
размеров на толщину притыкающейся детали.
Постройку лодки из пенопласта можно разделить
на три этапа: раскрой листов — изготовление деталей корпуса; подгонку
деталей по стыкам — сборку; склеивание и окончательную отделку.
Схема углового соединения деталей. |
Для более эффективного использования материала при раскрое
листов рекомендую предварительно из плотной бумаги вырезать
выкройки-шаблоны. После вырезки всех деталей по соединяемым кромкам надо
срезать угол — снять фаску на величину n (см. эскиз выше), которая в зависимости от центрального угла а и толщины листа 6 определяется по формуле:
Если у вас нет уверенности в прямолинейности кромок, срезать
«на угол» следует только одну из них; притыкающуюся к ней кромку
придется подгонять при сборке.
Для удобства подгонки и сборки лучше всего изготовить стапель
из пяти пар «поперечных» и двух пар «продольных» стоек-кильблоков,
фиксирующих положение деталей днища и бортов, а также носового и
кормового транцев.
Склеенный корпус на стапеле. |
Склеивание можно производить любым клеем, рекомендуемым для
пенопласта. Я применял эпоксидный клей на основе смолы ЭД-5. После того
как клей полностью встал, прострогал свободную кромку борта и наложил на
нее по всему периметру корпуса деревянный буртик — дубовую планку на
клею и шурупах. Для надежности по всем углам и стыковым соединениям на
уровне верхней кромки борта снаружи наложил продольные планки из сплава
АМг (полоса 1,5X20 длиной по 130 мм на сторону от оси стыка). Такой же
полоской оковал и кормовой плавник, поставленный на днище.
После шпаклевки и зачистки корпус снаружи и изнутри был покрыт
нитроэмалью. Такой защиты оказалось практически достаточно, поэтому
вполне можно обойтись без оклейки пенопласта стеклотканью и т. п.
Съемные банки, которые служат одновременно и поперечными
связями, распирающими борта, на «Гамме» сделаны деревянными. Они
получатся легче, если и их вырезать из пенопласта, пустив по краям
подкрепляющие деревянные рейки. Банки навешены на борта при помощи обойм
— захватов, согнутых из обрезков сплава АМг. Руль навешивается на
штыри, поставленные на кормовом транце.
Уже начав испытания «Гаммы», я все еще сомневался в
правильности выбора материала, опасаясь за прочность пенопластового
корпуса. Однако с каждым новым выходом я проникался все большим доверием
к своей лодке. Плавания в самых различных условиях, перевозки и
перетаскивание волоком, когда трудно исключить всевозможные удары, порой
очень сильные, показали, что лодка прочна (даже, когда она не
раскреплена банками) и надежна. А о непотопляемости и говорить нечего:
утопить «Гамму» практически невозможно. Есть у пенопластовой лодочки и
другие специфические достоинства. Полное отсутствие набора и каких-либо
сланей помогает поддерживать внутри лодки чистоту. Благодаря хорошим
теплоизоляционным качествам пенопласта в лодке можно расположиться прямо
на днище; когда она вытащена на берег, в ней я и устраиваюсь на ночлег,
не рискуя простудиться от земли.
Рекомендуя пенопласт для изготовления легких челноков-тузиков,
хочу упомянуть и об одном его минусе: он боится огня! Другими словами,
следует помнить, что близость костра может испортить вашу лодку; даже
прикосновение зажженной сигареты подплавляет пенопласт.
Ю. Н. Никифоров. |