У большинства сельских, да и городских жителей любимый способ
проведения досуга и отдыха связан с водой. Для дальних поездок —
моторные лодки, для рыбалки — бесшумные весельные. А ведь можно
объединить их достоинства, заменив двигатель внутреннего сгорания
электромотором с питанием от аккумуляторных батарей. В нашем
варианте используется включенный в режиме двигателя генератор ГСК-1500.
Его мощность — 2 л. с. — достаточна для движения лодки со скоростью до
10 км/ч. Источником энергии служат две щелочные батареи НКН-45 по 10
банок в каждой. Их емкости хватит на 40 мин непрерывной работы в режиме
полной мощности. За это время можно пройти немалое расстояние, не
беспокоя окружающих шумом и не загрязняя водоем. Надежность
такого мотора определяется предельной простотой как механической, так и
электрической частей. Поскольку мощность двигателя относительно
невелика, напряжение с клемм аккумуляторов подводится к, нему без
регулировочных устройств, и даже для заднего хода переключения двигателя
на обратное вращение не потребуется: конструкция кронштейна допускает
полный оборот его вокруг вертикальной оси. Сделать такой мотор
совсем нетрудно. Материалы — вполне доступные: стальные трубы различного
диаметра для несущих элементов, стальной лист толщиной 8 мм для
изготовления двух фланцев и стальной пруток Ø20 мм — для вала.
Используемые стандартные узлы — электродвигатель, а также пилон гребного
винта с конической передачей (подходит от подвесных моторов «Стрела»,
«Салют», «Прибой»). На верхнем прямоугольном фланце размерами
120X200 мм протачивается кольцевая посадочная канавка для установки
электродвигателя. Четыре отверстия с резьбой М10 служат для крепления
фланца двигателя, а прямоугольное окно размерами 50x100 мм образует
удобную рукоятку для перекоски мотора. С противоположной от нее стороны к
фланцу приваривается П-образный кронштейн для подсоединения рукоятки
управления — алюминиевой трубки Ø22 мм и длиной 260 мм с мотоциклетной
ручкой. Диаметр кольцевой канавки и координаты резьбовых отверстий на
фланце уточняются в соответствии с посадочными размерами имеющегося
электродвигателя. В центральное отверстие фланца Ø34 мм
вставляется отрезок стальной трубы Ø34 мм и длиной 550 мм, а на трубу
надевается втулка с внутренним Ø34 мм и длиной 25 мм. С помощью сварки
эти детали образуют узел для установки двигателя и ведущего вала.
К нижнему концу дейдвуда приварена другая втулка, имеющая наружный Ø45
мм, внутренний — 35 мм; она служит корпусом для установки двух
подшипников (№ 202) ведущего вала. Нижний фланец вырезается из той же пластины, что и верхний, — по форме посадочной поверхности пилона гребного винта.
Возможность поворота мотора на любой угол обеспечивает сваренный из
трех труб кронштейн. Так как поворотный узел дейдвуд — кронштейн
неразборный, последний надевается на дейдвудную трубу до сварки ее с
нижней втулкой и фланцем. Крепление мотора на транце лодки —
зажимом типа сдвоенной струбцины, между которыми на болте М12, служащем
горизонтальной осью, устанавливается кронштейн мотора. Ведущий
вал — стальной пруток Ø20 мм, имеющий на одном конце квадратный
хвостовик, а на другом — шейки для установки подшипников и ведущей,
шестерни. Соединение со шлицевым валом двигателя осуществляется
несложной муфтой — цилиндрической втулкой, имеющей с одной стороны
отверстие соответствующего квадратного сечения, а с другой — для
соединения со шлицами вала двигателя — торцевые зубья, выпиливаемые по
размеру шлицевых пазов. Подшипниковый узел ведущего вала состоит
из двух подшипников, фиксируемых на шейке при установке шестерни.
Причем перед сборкой между шестерней и подшипником следует установить
прокладку из стальной пластинки толщиной 0,5 мм с центральным отверстием
Ø25 мм. При дальнейшем подсоединении нижнего фланца к пилону гребного
винта прокладка ограничит осевое перемещение наружных обойм подшипников
во втулке дейдвуда. Несколько слов об эксплуатации. Конечно,
запас хода в 40 мин не очень велик, но тем, кому не нужно совершать
многокилометровые путешествия, пожалуй, стоит пойти на некоторое
ограничение предельной дальности хода ради получения неоспоримых
эксплуатационных достоинств: простота обслуживания, пуска, малый шум при
работе. Не забывая после поездки подзаряжать аккумуляторы, вы
избавитесь и от хлопот о топливе. Налицо и экологический фактор. Ведь
лодочный двигатель внутреннего сгорания загрязняет воду не только
продуктами выхлопа, но и несгоревшей топливомасляной смесью, попадающей в
воду и через выхлоп, и через возможные неплотности элементов системы
питания. Вот почему мы считаем наш электрический подвеснсй мотор
достойным соперником промышленным подвесным вариантам с ДВС. А. ОСТРОГИН, В. ГРАЧЕВ, г. Ярославл
Устройство электрического подвесного мотора: 1 — рукоятка поворота, 2 —
двигатель, 3 — верхний фланец, 4 — упорная втулка дейдвудной трубы, 5 —
муфта, 6 — кронштейн, 7 — ведущий вал, 8 — дейдвудная труба, 9 — зажим,
10 — корпус подшипникового узла, 11 — подшипник № 202, 12 — нижний
фланец, 13 — прокладка, 14 — пилон гребного винта. Источник: "Моделист-Конструктор" 1986, №6 |