Довольно интересная статья о том, как сделать управляемые сани.
Автор И. Галкин
Кому
приходилось кататься на санках, тот знает, что особой маневренности от
них ждать не приходится: в лучшем случае их можно развернуть на крутом
склоне, но изменить направление движения саней далеко не просто. Между
тем спортсмену-горнолыжнику удается поворачивать легко и непринужденно. А
причина в том, что лыжник в отличие от саночника может наклонять пыжи:
опираясь на стальные канты, они легко входят в вираж, позволяя
спортсмену двигаться по выбранной им траектории.
Чертеж - управляемые сани «Слалом»
1
— полоз (слаломная укороченная или детская лыжа), 2,8 — усиливающие
косынки (дюралюминий), 3 — поперечная тяга механизма управления, 4 —
рукоятка управления санями по курсу и скребковым тормозом, 5 — кронштейн
рукоятки управления, 6 — задний шарнирный кронштейн крепления полоза, 7
— оплетка сиденья,9, 15—опоры полозьев, 10—шарнир скребкового тормоза,
11 — тяга скребкового тормоза, 12— скребковый тормоз, 13—возвратная
пружина тормозного рычага, 14—передний шарнирный кронштейн крепления
полоза.
При конструировании этих саней была сделана попытка использовать в их
устройстве механизм поворота лыжника-слаломиста. Посмотрите на рисунки.
Каждая лыжа закреплена на легкой трубчатой раме шарнирно — теперь они
могут поворачиваться на угол до 30° вправо или влево относительно
горизонтальной плоскости. Обе лыжи связаны поперечной тягой, позволяющей
им поворачиваться в шарнирных кронштейнах крепления полозьев только
синхронно — нечто вроде рулевой трапеции на автомобиле. На лыжах
закреплены рукоятки, с помощью которых спортсмен может наклонять лыжи в
ту или другую сторону, при этом сани легко входят в поворот. У рукояток
есть и еще одна функция: каждая с помощью трубчатой тяги соединена со
скребковым тормозом. Если подтормаживать ту или иную лыжу, то сани
энергичнее входят в поворот, ну а если отклонить на себя обе рукоятки —
сани остановятся.
Конструкция саней достаточно проста. Каркас — из дюралюминиевых труб
диаметром 22 мм, все элементы соединяются друг с другом с помощью
косынок из листового дюралюминия и заклепок (или винтов с гайками).
Обтяжка — шнуром-трубкой из поливинилхлорида или, в крайнем случае,
синтетической бельевой веревкой. Кронштейны — из листовой стали толщиной
3...4 мм, поперечная и продольные тяги — из стальной трубы диаметром
14... 18 мм.
Рычаги управления — из дюралюминиевых труб диаметром 22 мм, на каждый натягивается пластиковая рукоятка от велосипедного руля.
Лыжи лучше всего использовать готовые, укороченные слаломные.
Подойдут и любые другие, например, детские, однако для них необходимо
предусмотреть стальные канты. Крепление кронштейнов к лыжам — с помощью
шурупов. Надо только предварительно насверлить в лыже отверстия
небольшого диаметра, а при затягивании шурупов ввести в отверстия
немного клея типа БФ. |