Как правило, «М-К» по праву может считаться одним из основоположников
веломобилестроения в стране: именно на его страницах появилось
в 1976 году описание первого, во многом еще несовершенного мускулохода
«Вита». Помните? А складной педикар «Колибри»? На протяжении 15 лет
журнал постоянно знакомит своих читателей с наиболее интересными
самоделками.
Сегодня предлагаем вашему вниманию еще один вариант — веломобиль
«Надежда», созданный В. КРАСНОВЫМ из Коломны. Его появление, на наш
взгляд, начинает новый виток в развитии этого вида транспорта. Высокие
эргономические показатели, хорошая аэродинамика в сочетании
с рациональной кинематической схемой, современный дизайн отличают эту
машину.
Путешествия позволяют человеку увидеть мир, страну, познать свой край.
При этом каждый «странствующий рыцарь» выбирает транспорт,
наиболее отвечающий своим целям, запросам и возможностям.
Рассказы бывалых веломобилистов убедительно доказывают,
что педальное транспортное средство в большинстве случаев
почти идеально приспособлено для дальних маршрутов.
Оно позволяет передвигаться в комфортных условиях при любой погоде,
вести большой груз, не вызывая чрезмерной усталости у водителя,
а иногда и служить постелью на ночевке или средством переправы
через небольшие водные преграды. В то же время он, как
и обычный велосипед, помогает испытать и познать себя,
самоутвердиться, проверить возможности своего организма.
Уже несколько лет у нас в стране проводятся слеты-конкурсы веломобилистов.
Одним из его этапов является пробег по Золотому кольцу России.
Именно для такой трассы и был сконструирован и построен веломобиль
«Надежда». Надежда на свои силы, на конструкцию,
ее надежность — вот основные факторы, давшие это название.
Веломобиль имеет несущий, полностью закрытый фанерный кузов
с откидывающимся вверх и вперед колпаком. Технология изготовления
заимствована из методов постройки маломерных судов из фанеры:
с помощью проволочных скруток и последующей оклейкой швов полосками
стеклоткани.
Начать следует с выкраивания разверток днища, колесных ниш и бортов.
По контуру заготовок сверлятся отверстия d 1 мм с шагом 30...40 мм.
Затем к днищу проволочными скрутками «пришиваются» борта и колесные ниши.
После закрепления временных вставок и распорок и выравнивания возможных
деформаций кузова следует проклеить швы с внутренней стороны тканью
на клее ПВА и эпоксидном. Если используется «эпоксидка», то клеить
обязательно надо в хорошо проветриваемом помещении.
Следующий этап — соединение крыши и задней части с «подгонкой»
их по месту. Если после этого внешний вид кузова и его дизайн вас устраивает,
то можно аккуратно, с достаточным припуском, вырезать верхний световой люк,
а затем проклеить все швы изнутри. Количество слоев ткани колеблется
от 3 до 6. После завершения работ внутри кузова следует удалить кусачками
концы скруток и загнуть остатки проволоки вдоль швов.
Наружные работы заключаются в небольшом скруглении углов на стыках панелей
и оклейке всего кузова тонкой тканью в один слой. После полного высыхания
клея или полимеризации смолы можно вырезать оконные проемы
и съемный колпак. По контуру вклеиваются необходимые упоры и усиление
колпака.
Остекление кузова — из органического стекла толщиной 1,5 мм. Стекла
вклеиваются на эпоксидном клее.
Ходовая часть. Используемые колеса — от велосипедов «Десна»
и «Орленок». Передние применены без переделок, а на задних для усиления
пришлось увеличить количество спиц. Все колеса закрыты тканевыми
колпаками-конусами, улучшающими аэродинамику машины и ее внешний вид.
Веломобиль оборудован мягкой пружинной подвеской переднего и заднего мостов.
Передний мост состоит из двойной балки-трубы, на которой
закреплены бобышки поворотных цапф и накладки-направляющие для перемещения
балки в вертикальном направлении по штокам-болтам.
Пружины подбираются от клапанных механизмов двигателей легковых
автомобилей. Для обеспечения возможности перекоса балки
относительно днища при движении по неровностям нижние накладки
имеют отверстия под направляющие штоки с диаметром на 0,7 мм
больше диаметра самого штока.
Рулевая тяга с регулировочными элементами схождения колес
расположена впереди балки. Вращение руля передается через сошку
и дополнительную тягу длиной 180 мм на рулевую трапецию через
шарниры с капроновыми втулками. Передаточное отношение рулевого
механизма 1:2. Максимальный угол поворота колес до 30°,
что обеспечивает радиус поворота автомобиля 3,5 метра.
Задний мост состоит из блока звездочек с числом зубьев 11, 14, 17, 20 и 24.
Он связан через самодельную обгонную муфту с валом заднего правого колеса.
Весь механизм вращается внутри балки заднего моста в подшипниках.
Привод тормозов — тросовый, на оба барабана от одной ручки. Левое колесо
свободно вращается на оси. Амортизация заднего моста выполнена с помощью
трех продольных рычагов и двух пружин от седла мотоцикла «Минск» первых
выпусков. Пружины закреплены на концах боковых рычагов, а мост смещен
на 100 мм вперед от них. Сделано это для увеличения жесткости подвески.
Центральный рычаг служит для уменьшения прогиба моста под действием
натянутой цепи.
Кареточный узел — самодельный, имеет две звездочки с числом зубьев
соответственно 56 и 48. Переброс цепи на них осуществляется переключателем
от спортивного велосипеда.
Механизм изменения передачи на ведомых звездочках закреплен на кожухе
их блока и состоит из двух пластин-щек, двух роликов, осей, возвратных
пружин, трех кронштейнов и тянущего тросика. Работа устройства аналогична
работе суппорта спортивного велосипеда. Общее число передач веломобиля
равно 10, поэтому есть возможность подобрать наиболее оптимальную
для любой дороги.
Сиденье — полужесткое. Его каркас собран из труб от раскладушки
и фанерных пластин, оклеенных поролоном толщиной 30...40 мм. Сверху
сиденье обшивается чехлом из «рыхлой» ткани.
Поскольку веломобиль движется в потоке автомобилей, он обязательно
оборудуется указателями поворотов и системой «велоэлектроники». Также
необходимо иметь зеркало заднего обзора и, желательно, велометр,
который удобно закрепить на нише одного из передних колес.
на обеспечение безопасности работает и яркий, бросающийся в глаза
цвет кузова: у «Надежды» он желтый.
В путешествиях вдоль кузова устанавливаются две большие сумки
для походных принадлежностей и продуктов. Аптечка и ремнабор
находятся в носовом багажнике.
Условия для веломобилиста, находящегося в закрытом кузове,
хорошие: независимо от погоды стекла не запотевают, и циркуляция
воздуха удовлетворительная — благодаря направленным потокам
воздуха от щелей-заборников.
При желании веломобиль можно сделать плавающим, если уплотнить
переднюю балку моста резиновыми манжетами-сальниками
в колесных нишах. Двигаться по воде можно или с помощью
байдарочного весла, или лопаток-гребней, закрепленных
на задних колесах.
Первый выезд «Надежды» состоялся в феврале 1990 года.
Он подтвердил, что конструкция получилась удобной, легкой,
быстроходной, приспособленной к многочасовым поездкам.
Несколько слов о себе. Занимаюсь веломобилями с 1986 года.
Сделал уже два аппарата. Мой первенец — веломобиль «Кокра» —
демонстрировался в 1988 году на велофестивале «Золотое кольцо»
и был удостоен диплома.
В. КРАСНОВ, г. Коломна
По материалам журнала «Моделист-Конструктор» №3, 1994
|