С течением времени интерес к веломобилям - этому экологически
чистому и полезному для здоровья виду транспорта - то затухает, то
разгорается с новой силой, но никогда не проходит.
Его поклонники считают, что со времени изобретения самобеглой
коляски И.П. Кулибиным эта педальная машина получила наибольшее развитие
в последние 30 лет было создано немало интересных машин (в основном
конструкторами-любителями).
Но автомобили в городах вытеснили веломобили и велосипеды с улиц в
помещения, "превратив" и те и другие в тренажеры. Оно и понятно: ведь
автомобиль помогает человеку быстро преодолевать большие расстояния,
экономя ему время (но, скажем прямо - вредит его здоровью). И пока
большинство людей отдают автомобилю предпочтение - уж очень стремительно
в наш век развиваются события. Но даже самые азартные гонки когда-то
прекращаются и настает время передышки.
Как мне кажется, некоторая "автомобильная" передышка наблюдалась в
нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов прошедшего столетия.
Именно на этот период пришелся "расцвет" и массовое увлечение людей
веломобилем. На них соревновались, устраивали походы и пробеги, в их
честь проводились смотры и слеты.
Предлагаемый вниманию читателей журнала "Моделист-конструктор"
веломобиль был создан (разработан и изготовлен) как раз в конце того
благоприятного периода в кружке "Велоконструирование" станции юных
техников (СЮТ) г. Заводоуковска Тюменской области наряду с вело- и
снегокатами. Веломобиль предназначался для длительных тренировочных и
прогулочных поездок как по асфальтовым, так и по проселочным дорогам.
Изготовлена машина с использованием комплектующих деталей и узлов
от спортивных велосипедов и велосипеда "Школьник" Основные принципы,
заложенные в конструкцию, общеизвестны и испытаны, но мы и стремились к
тому, чтобы веломобиль был надежным и удобным.
Машина трехколесная: два передних колеса - управляемые, а одно
заднее - ведущее, оно побольше диаметром. Управляется с помощью
самодельных рулевых рычагов, тяг и поворотных кулаков. Подвески всех
колес - активные мягкие: передних - на пружинах, а заднего - на
амортизаторах.
Рама веломобиля - сварная, изготовлена из тонкостенных круглых
труб. Сиденье - эргономичное, полулежачее, на раме закреплено жестко.
Тормоз - клещевого типа, его привод - только на заднее колесо.
Передние колеса с наружным диаметром шин 500 мм использованы от
детского велосипеда "Школьник", но претерпели доработку - в них были
установлены новые, более длинные втулки. Кроме того, во втулках штатные
подшипники заменены на радиальные стандартные серии 180202. В подвеске
колес были использованы пружины от клапанов двигателя автомобиля МАЗ.
Заднее колесо с наружным диаметром шины 750 мм - от спортивного
велосипеда доработанное. У него удлинена муфтой втулка и изготовлена
новая соответствующая ось.
Веломобиль - многоскоростной. Его ведущая звездочка расположена на консольной стойке вынесенной вперед рамы.
Основа сиденья - изогнутый и "выколоченный" дюралюминиевый 2-мм
лист, прикрепленный непосредственно к раме. Он оклеен сверху поролоном и
обтянут ярким капроновым чехлом. Рамка спинки сиденья служит
одновременно опорной стойкой амортизаторов задней подвески.
Испытания показали, что веломобиль, в общем-то, оправдал
возлагавшиеся на него надежды - конструкция оказалась надежной,
достаточно комфортабельной и скоростной. Веломобиль эксплуатировался в
течение двух сезонов - каждый с весны до осени. Это были и скоростные
заезды по ровной трассе, и деловые поездки в городском (можно сказать,
рискованном) режиме, и загородные длительные прогулки по пересеченной
местности.
Конечно, были у веломобиля и недостатки. Прежде всего это
касается приводной цепи - она оказалась слишком длинной и требовала
промежуточного натяжителя-направителя, для чего в процессе эксплуатации
установлен специальный ролик.
Еще один минус - отсутствие крыльев на колесах и крыши над
головой, что снижало комфортности езды. И если первое сказывалось лишь в
плохую погоду, то крыша пригодилась бы и при солнце. Нередко возникала и
необходимость в багажнике, особенно в деловых поездках по городу и при
длительных прогулках вне его. Дооборудовать ими веломобиль было
несложно, но они утяжелили бы машину и увеличили лобовое сопротивление.
Другой минус, и, на мой взгляд, довольно существенный, -
трехколейность. И если на хорошем шоссе это практически не ощущалось, то
наличие выбоин в асфальте или ям и кочек на грунтовой дороге
значительно усложняло их объезд.
В конце концов веломобиль был разобран (но не столько из-за его
несовершенства, сколько из-за недостатка места для его хранения), а узлы
и детали использовали впоследствии для других конструкций.
Тренировочно-прогулочный веломобиль:
1 - переключатель скоростей (от спортивного велосипеда); 2 -
заднее колесо (от спортивного велосипеда); 3 - многоскоростной блок
звездочек (от спортивного велосипеда); 4 - амортизатор (2 шт.); 5 -
рама; 6 - тормоз; 7 - тормозной рычаг (2 шт.); 8 - переднее колесо (от
велосипеда "Школьник"); 9 - приводная цепь (велосипедная, t=12,75); 10 -
ведущая звездочка (от дорожного велосипеда); 11 - рулевая тяга (2 шт.);
12 - педальный узел (от дорожного велосипеда); 13 - рулевой рычаг (от
спортивного велосипеда); 14 - пружина передней подвески (от клапанов
двигателя автомобиля МАЗ); 15 - сиденье.
Рама веломобиля и подвеска заднего колеса:
1 - корпус поворотного кулака (труба 22, 2 шт.); 2 - балка
передних колес (труба 22); 3 - короткий лонжерон (труба 25, 2 шт.); 4 -
косынка (стальной лист s2, 4 шт.); 5 - длинный лонжерон (труба 25,
2шт.); 6 - подкос (труба 15, 2 шт.); 7 - ушко крепления задней вилки
(стальной лист s3, 2 шт.); 8 - рамка спинки сиденья (труба 22); 9 - ушко
крепления спинки сиденья (стальной лист s2, 2 шт.); 10 - корпус каретки
педального узла (труба 28); 11 - консольная стойка педального узла
(труба 28); 12 - передняя поперечина (труба 25); 13 - ушко крепления
сиденья (стальной лист s2, 2 шт.); 14 - задняя поперечина (труба 20); 15
- перемычка задней вилки (труба 20); 16 - перо задней вилки (труба 20, 2
шт.); 17 - задний амортизатор (2 шт.); 18 - ушки крепления задних
амортизаторов (стальной лист s3, 2 шт.).
Конструкция сиденья и его крепление к раме:
1 - капроновый чехол; 2 - поперечина рамы; 3 - ушко; 4 - болт М5;
5 - основа сиденья (дюралюминий, лист s2); 6 - пеноуретановая
подкладка.
Поворотный кулак рулевого управления (2 шт.):
1 - рулевая тяга (стальная полоса); 2 - ось (болт М6х25); 3 -
передняя балка; 4 - ось поворотного кулака (болт Ml0x125); 5 - гайка М10
со шплинтом 2; 6 - скоба (стальная полоса); 7 - пружина; 8 - бронзовая
втулка (2 шт.); 9 - корпус кулака (труба 22); 10 - спица колеса; 11 -
спицевый фланец (2 шт.); 12 - корпус втулки колеса; 13 - ось переднего
колеса; 14 - подшипник 202 (2 шт.); 15 - гайка М12; 16 - шплинт 3; 17 -
шайба (2 шт.).
Втулка заднего колеса:
1 - распорная втулка; 2 - каретка блока звездочек; 3 -
удлинительная муфта; 4 - штатная втулка (разрезана); 5 - спицевой фланец
(2 шт.); 6 - конус затяжки подшипника; 7- шайба (2 шт.); 8 - гайка М10;
9 - удлиненная ось. |