Идея построения самодельного мотоблока возникла после прочтения статьи
на данную тему в журнале Моделист конструктор. Однако к конструкции
агрегата предъявлялись определенные требования. Основное требование было
в конструкции трансмиссии не должно быть цепной передачи, с
обеспечением как можно более низкого центра тяжести. Из-за отсутствия
необходимого редуктора возникла идея изготовить трансмиссию из
имеющихся запасных частей шестерен к двигателю мотороллера «Электрон».
Основой редуктора послужили детали отдвигателя В-150
М: картер, шестерни, цепные звездочки и дополнительный вал коробки
передач. Картер нобходимо распилить на две половины и убрать из него
кикстартер, механизм переключения скоростей и кривошипная камера. Место
выхода кикстартера необходимо заглушить и заварить аргонной сваркой.
В левой половине картера устанавливается подшипниковая
букса правого ходового колеса мотоблока. В качестве буксы был
использован запасной картер подобного двигателя.
В качестве левой крышки также была применена деталь
картера двигателя В-150 М которую добавили одной деталью —
дюралюминиевой втулкой. Втулка запрессовывается в кривошипную камеру и
имеет отверстие соответствующее размеру хвостовика выходного вала
двигателя.
Перед установкой ведущего вала мотоблока, надо
разобрать КПП, удалить из нее крестовину и шестерни второй и третьей
передач. Оставшуюся шестерню первой передачи зафиксировал
электросваркой. Затем сточил на вторичном валу который без шестерни —
буртик, насадил его на пруток диаметром 22 мм и приварил к ко второму с
внутренней стороны. В результате получился вал как на рисунке 3.
На выходном валу обрезал зубья звездочки, подогнал по месту
к зубчатому колесу промежуточного вала и приварил к ней ведущую
шестерню. Данная шестерня закрепляется шлицевым соединением на валу
двигателя В-150м на месте цепной звездочки.
Определенной модернизации подвергся и сам двигатель:
был установлен рычаг переключения передач, кикстартер сделали съемным.
Фиксация двигателя и редуктора относительно друг друга производится
винтом М10.
Ходовые колеса сделал из листовой стали толщиной 8 мм, на
каждом установлено по 12 грунтозацепов. В качестве ступицы под вал,
использованы ведомые звездочки «Электрона», зафиксированы они
электросваркой к дискам колес.
Рама выполнена из водопроводных труб. Крепеж двигателя к
основной балке выполнен болтом вваренным в основной лонжерон рамы
М16.
В качестве топливного бака применен автомобильный маслобак. Ручки управления — от мотороллера.
Плуг установливается в вилке держателя и с регулируемым
углом наклона. Для облегчения управления мотоблоком, а также компенсации
неровностей поля двигатель вместе с ручками управления и плугом может
вращаться вокруг пальца продольного лонжерона рамы.
В дальнейшем планируется модернизация мотоблока с
установкой вала отбора мощности и возможности применения различных
навесных орудий. |