Продолжаем знакомить читателей с оригинальными разработками
замечательного самодеятельного конструктора Владимира Ивановича Петрова
из далекого сибирского селения Рыбное, что под Красноярском. В предыдущих публикациях "Универсал для фермера" (см.
"Моделист-конструктор" № 9 1999), "Первым делом - мотоблок" (№ 10 1999),
"Мотоблок-грузовичок" (№ 11 и 12 1999), "Транспорт сибирской глубинки"
(№ 2 и 3 2000), "Походная электростанция", "Вешалка в вариациях" (№ 1
2001), "Пневмоход-трансформер" (№ 2 2001), "Скутер снежных просторов" (№
3 и 4 2001) автор разработок подробнейшим образом рассказал о
конструкции самоходного шасси, мотоблока, мотогрузовичка,
бензоэлектрического агрегата, кухонного оборудования, вездехода на базе
мотоцикла, аэросаней. Свое суждение об оригинальности или грамотности технических
решений, предложенных автором, читатели могут составить сами,
ознакомившись с перечисленными публикациями. Но уже от одного этого
списка невольно складывается впечатление о необычайной разносторонности
увлечений и широте познаний конструктора-самородка. Следует учитывать и
то, что он еще мастерски рисует (часть графики в сегодняшней публикации
выполнена его рукой). Некоторый перерыв в публикациях был вызван редакционной
подготовкой нового, обширного и довольно сложного пакета материалов о
тракторе "Ангарец", названного так в честь реки, на берегу которой живет
Владимир Иванович. Предлагаем читателям эту его новую конструкцию. За многие годы увлечения техническим творчеством главным
источником материалов и механизмов для меня были разного рода свалки
металлолома. Оттуда в мой сарай "перекочевывало" всё, что представлялось
мне ценным, где и ждало своей очереди на применение в той или иной
конструкции. Невостребованное же постепенно накапливалось, и со временем встал
вопрос: что с ним делать дальше? Выбрасывать было жалко. Вот и решил
максимально использовать все эти разнообразные железки в своем новом
тракторе. Проектирование "Ангарца" начал с эскизной прорисовки конструкции.
Затем, после детального выполнения рабочих чертежей, приступил к
постройке. В итоге получилась, на мой взгляд, довольно эстетичная,
технологичная и надежная машина, обладающая к тому же резервом для
возможной модернизации в будущем. Кабину трактора не стал делать по следующим соображениям.
Во-первых, он предназначен для эксплуатации только летом, хотя обладает
достаточной универсальностью и имеет приводы для всевозможных навесных и
прицепных орудий. Во-вторых, водителю-механизатору довольно часто приходится
останавливать машину, быстро покидать и снова занимать свое рабочее
место. В таких случаях кабина ему - помеха. В-третьих, для эффективной и безопасной работы на маленьком
земельном участке важен хороший круговой обзор с сиденья, что снова не в
пользу кабины. Тем не менее, над сиденьем в случае необходимости можно
установить простой брезентовый тент на трубчатых стойках - конструкция
трактора это предусматривает. Что же представляет из себя "Ангарец"? Основным несущим элементом конструкции "Ангарца", как и любого
другого трактора, является мощная силовая рама с несколькими
кронштейнами, к которым крепятся практически все основные механизмы и
агрегаты трактора. С нее и начиналось изготовление моей машины. Рама в плане имеет прямоугольную форму и сварена из двух
продольных лонжеронов и трех поперечных балок, усиленных различными
стенками и косынками. Передняя и задняя балки изготовлены из швеллера в виде
коробок-емкостей, снабженных заливными горловинами с винтовыми пробками и
сливными кранами. В этих емкостях хранится дополнительный запас
топлива. К передней балке снизу приварены две толстые стальные пластины с
отверстиями - петли узла подвески переднего моста, а сверху - ушки
крепления облицовки радиатора и направляющая заводной рукоятки (для
пуска двигателя вручную). Стенки передней балки для большей жесткости связаны тремя
сквозными сварными втулками с внутренней резьбой М14х1,5 для винтов
крепления рыма (спереди). Рым здесь - не только сцепное устройство: он
еще служит кронштейном для монтажа некоторых навесных орудий. Всего же на раме расположены в разных местах семь кронштейнов для
этих орудий. Четыре из них (в углах рамы) образованы продолжением
швеллерных стенок лонжеронов за переднюю и заднюю балки и усилены с
обеих сторон мощными наварными шайбами. Средняя балка сварена из листовых деталей и предназначена в
основном для крепления некоторых элементов гидросистемы и рычага привода
ручного тормоза. В конструкции трактора "Ангарец" для эффективной борьбы с
вибрацией использованы многочисленные резиновые подушки и
втулки-амортизаторы. В частности, на подушках установлены двигатель,
коробка передач, раздаточная коробка и рама радиатора. Амортизаторы
имеются у подкосов рамы радиатора, рамы топливного бака, приборной
панели гнезд установки капота. Трансмиссия трактора. В ней использованы трансмиссионные агрегаты
списанных автомобилей известных марок. Коробка передач с валом отбора
мощности - от ГАЗ-53. Крутящий момент от нее через карданный шарнир,
собранный из двух фланцевых вилок и крестовины от ГАЗ-51, передается
раздаточной коробке от ГАЗ-66. Ведомый вал "раздатки" используется в
роли тормозного устройства (на него надет барабан ручного тормоза), а
также - в случае необходимости - в качестве дополнительного вала отбора
мощности. Крутящий момент от раздаточной коробки к заднему мосту передается
через карданный шарнир, аналогичный тому, что описан выше. Причем
шарнир присоединен к валу привода... переднего моста "раздатки". Чтобы
такое стало возможным, вал привода видоизменен: его передняя шлицевая
часть отрезана и перенесена назад, то есть приварена к заднему торцу
вала. Для этого на свариваемых стыках были сделаны глубокие фаски, а
сварка велась в кондукторе, где деталь остывала до полного охлаждения и
последующей чистовой обработки на токарном станке. Полученный таким
образом вал успешно работает уже не один год. Конечно, лучше было бы
выточить необходимую деталь и нарезать на ней шлицы, как говорится, "по
новой", но мои технические возможности тогда не позволяли это сделать. Двигатель. Так как у меня имелся дизель нефланцевого исполнения,
проработавший десяток лет на водном транспорте, то невольно пришлось
адаптировать его к береговой службе. В частности, установить на него
воздушный инерционно-масляный фильтр, добавить закрытую систему
вентиляции картера, заменить насос забортной воды приводом гидронасоса
НШ-10, видоизменить рычаги управления декомпрессионным устройством и
топливным насосом и так далее. Всего в конструкцию двигателя внесено более двадцати всевозможных
изменений. Самыми сложными и трудоемкими были установка сцепления и
стыковка коробки передач с кожухом маховика двигателя. Эти задачи
решались следующим образом. Вместо штатной гайки крепления маховика установлена новая
комбинированная гайка с запрессованным в нее закрытым шариковым
подшипником, в который и входит теперь передний конец ведущего вала
коробки передач. Кожух маховика двигателя усилен так называемым дублером,
сваренным из листовой стали, внешние размеры которого соответствуют
внутренним размерам кожуха. Дублер имеет фланец с резьбовыми отверстиями
под болты крепления картера сцепления от ГАЗ-53. Кожух маховика со
вставленным в него дублером крепится к картеру двигателя винтами,
головки которых законтрены по кругу мягкой стальной проволокой. На тракторе установлено однодисковое сцепление от ГАЗ-51. Из-за
того, что маховик двигателя полый, кожух сцепления пришлось крепить к
нему через специальный переходник - толстую стальную шайбу. Для этого
пришлось выточить под нее в заднем торце маховика посадочное углубление
диаметром, равным диаметру кожуха сцепления. Для совместного крепления
шайбы, кожуха сцепления и маховика в теле последнего выполнены глухие
резьбовые отверстия для винтов. При установке картера сцепления и комбинированной гайки крепления
маховика я пользовался приспособлением для центровки оси вала.
(Описание его не привожу, потому что оно не оригинальное. У более или
менее опытных самодеятельных конструкторов, как правило, имеются
приспособления не хуже.) Маховик в сборе со сцеплением подвергал
тщательной балансировке. Раздаточная коробка подвешена под средней балкой рамы трактора на
двух специальных кронштейнах, служащих одновременно крышками
технологических люков картера "раздатки". Кронштейны сварены в основном
из листовой стали различной толщины, а отверстия их крепления к коробке
просверлены по месту. Кроме того, на правом кронштейне имеется ось для
рычага включения вала отбора мощности, что на коробке передач. Основные технические характеристики трактора Длина, мм | 3060 | Ширина, мм | 1620 | Высота (по выхлопной трубе), мм | 2070 | База, мм | 2150 | Колея колес, мм: | передних | 1189 | задних | 1320 | Дорожный просвет, мм | 360 | Скорость на повышенной передаче, км/ч: | максимальная | 43 | минимальная | 6,7 | Скорость на пониженной передаче, км/ч: | максимальная | 28 | минимальная | 3,5 | Двигатель | дизель | Масса двигателя (сухая), кг | 270 | Максимальная мощность (при 1500 об/мин), л/с | 13 | Охлаждение | водяное |
Самодельный трактор "Ангарец": 1 - переднее колесо (от автомобиля УАЗ); 2 - петля навески
облицовки радиатора; 3 - облицовка радиатора; 4 - рычаг управления
жалюзи; 5 - радиатор (от автомобиля ГАЗ-53); 6 - капот; 7 - глушитель; 8
- рукоятка декомпрессионного вала; 9 - электрощиток; 10 - рычаг коробки
передач; 11 - коммутационная аппаратура электрооборудования; 12 -
сиденье водителя; 13 - заднее крыло (от трактора ДТ-20); 14 - световая
сигнализация (от трактора Т-40); 15 - рычаг ручного тормоза (от ГАЗ-51);
16 - топливный бак; 17 - рычаг отключения заднего моста; 18 - рычаг
раздаточной коробки; 19 - рычаг-педаль топливного насоса ("газа"); 20 -
заднее колесо (от автомобиля ЗИЛ-157); 21 - раздаточная коробка (от
ГАЗ-66); 22 - левая подножка; 23 - рулевой механизм (от ГАЗ-51); 24 -
продольная рулевая тяга (от ГАЗ-51); 25 - коробка передач (от ГАЗ-53);
26 - электрический разъем; 27 - рычаг стартера; 28,49 - кронштейны
навесных орудий; 29 - указатель поворотов (от мотоцикла "Минск"); 30 -
поворотный рычаг (от ГАЗ-51); 31 - приборная панель; 32 - путевая фара;
33 - стремянка крепления заднего моста к раме; 34 - прицепной крюк (от
ДТ-20); 35 - задний мост (от ГАЗ-53, ГАЗ-66); 36 - тормозной барабан (от
ГАЗ-53); 37 - поперечная рулевая тяга (от ГАЗ-51); 38 - дополнительный
топливный бак; 39 - рама трактора; 40 - коробка отбора мощности; 41 -
педаль тормоза (от ГАЗ-53); 42 - главный тормозной цилиндр; 43 - рычаг
коробки отбора мощности; 44 - рычаг гидрораспределителя; 45 -
гидрораспределитель (от ДТ-75); 46 - гидравлический силовой цилиндр; 47 -
заднее навесное устройство (от ДТ-20); 48 - винтовая пробка заливной
горловины задней балки-емкости; 50 - педаль сцепления (от ГАЗ-53); 51 -
тяга ручного тормоза; 52 - пусковой электродвигатель; 53 -
кронштейн-кожух Основные узлы рамы трактора: 1, 18 - кронштейны крепления навесных орудий (4 шт.); 2 - ушко
крепления защитной решетки радиатора (лист s5, 2 шт.); 3, 44 - заливные
горловины емкостей передней (на виде А - с крышкой) и задней балок; 4,
37 - большие косынки (лист s5); 5, 38 - лонжероны (швеллер № 12); 6 -
опора радиатора (лист s5, 2 шт.); 7 - ушко крепления подкоса радиатора
(лист s5, 2 шт.); 8 - опора дополнительного топливного бака (лист s5); 9
- планка крепления рамы основного топливного бака (лист s5, 2 шт.); 10,
32 - подножки (лист s5); 11 - планка регулировки натяжения пружины
рычага-педали (лист s5); 12, 27 - опоры переднего полика (лист s5); 13,
43 - средние косынки (лист s5, 4 шт.); 14, 21 - петли крепления
проходных фланцевых штуцеров гидравлической тормозной системы (лист s8);
15, 26 - кронштейны крепления задних крыльев (лист s10); 16 -
поперечина (уголок 80x50x5); 17 - ушко крепления центральной тяги
навесного устройства (s30); 19, 42 - задняя и передняя балки (швеллер №
12); 20 - большая усиливающая стенка (лист s3, 2 шт.); 22 - средняя
балка; 23 - коробчатый кронштейн балки; 24 - ось приводного рычага
ручного тормоза; 25 - шпильки Ml6x1,5 крепления раздаточной коробки (4
шт.); 28 - кронштейн крепления картера сцепления (лист s10, 2 шт.); 29 -
ушко крепления качалки управления топливного насоса (труба 30x8, L40);
30 - малые усиливающие стенки (лист s3, 6 шт.); 31, 36 - кронштейны
крепления двигателя (лист s10, 4 шт.); 33 - кронштейн крепления рулевой
колонки (лист s8); 34 - кронштейн крепления пускового электродвигателя
(брусок 190x50x20, лист s5); 35 - планка крепления навесных орудий (лист
s10, 2 шт.); 39 - втулки М14х1,5 крепления рыма (3 шт.); 40 - петля
узла подвески переднего моста (лист s16, 2 шт.); 41 - направляющая
заводной рукоятки (лист s3); 45 - малые косынки (лист s3, 12 шт.); 46 -
прицепной кронштейн Средняя балка рамы: 1, 12 - лонжероны рамы; 2, 4, 10, 21 - трубопроводы
гидравлической тормозной системы; 3 - проходной фланцевый штуцер; 5 -
петля крепления штуцера; 6, 8 - болты М6; 7 - отверстие М10 для винтов
крепления задних поликов (4 шт.); 9,24 - горизонтальная и вертикальная
полки балки (лист s5); 11 - косынка (лист s5, 2 шт.); 13 - тормозная
тяга; 14 - коробчатый кронштейн балки (лист s5); 15 - пружина сжатия; 16
- рычаг привода ручного тормоза; 17 - ось рычага привода; 18 - шплинт;
19 - укосина (лист s5); 20 - гидравлический тройник; 22 - включатель
стоп-сигнала; 23 - скоба-держатель трубопровода (лист s2); 25 -
приварная гайка М10 (4 шт.); 26 - местоположение барабана ручного
(стояночного) тормоза Геометрические параметры рамы Узел стыковки двигатели с коробкой передач: 1 - модернизированный маховик двигателя; 2 - коленчатый вал; 3 -
маслоотражатель; 4 - задняя крышка; 5 - кожух маховика; 6 - дублер
кожуха маховика; 7 - картер сцепления; 8 - винт М8 крепления кожуха
сцепления (6 шт.); 9 - фрикционная шайба; 10 - стопорная шайба; 11 -
закрытый шариковый подшипник 60203; 12 - первичный вал коробки передач;
13 - комбинированная гайка; 14 - винт М14 крепления кожуха маховика к
картеру двигателя (6 шт.); 15 - картер двигателя Схема переделки в раздаточной коробке вала привода переднего моста (а - исходный вал; б - переделанный вал) Один из узлов креплении двигатели к раме: 1 - лонжерон рамы; 2 - болт М16x1,5; 3 - шайба; 4 - лапа картера
двигателя; 5, 8 - тарельчатые шайбы; 6 - распорная втулка; 7 - резиновая
подушка; 9 - кронштейн крепления двигателя Дублер кожуха маховика: 1, 5 - опоры (лист s10); 2 - фланец (лист s10); 3 - корпус (лист s5); 4 - крышка (лист s5) Крепление раздаточной коробки (вид сзади): 1 - корпус раздаточной коробки; 2 - левый кронштейн; 3, 8 -
лонжероны рамы; 4 - средняя балка рамы; 5 - барабан ручного
(стояночного) тормоза; 6 - правый кронштейн; 7 - пробка заливного
отверстия; 9 - шпилька М16х1,5; 10 - резиновая подушка; 11 - распорная
втулка; 12 - кронштейн рычага коробки отбора мощности; 13 - рычаг
коробки отбора мощности Левый кронштейн крепления раздаточной коробки к раме: 1 - корпус (лист s5); 2 - ребра жесткости (лист s5); 3 - накладка (лист s5) Правый кронштейн крепления раздаточной коробки к раме: 1 - корпус (лист s5); 2 - ребра жесткости (лист s5); 3 - накладка
(лист s5); 4 - консоль (лист s5); 5 - ось рычага коробки отбора
мощности (пруток 30) Схема трансмиссии: 1 - двигатель; 2 - механизм сцепления; 3 - коробка передач; 4, 6 -
карданные шарниры; 5 - раздаточная коробка; 7 - задний мост; 8 -
колесо; 9 - барабан ручного (стояночного) тормоза
|