|
Картофелекопалка своими руками
| 03.02.2011, 11:44 |
Потери и повреждение урожая сведены к минимуму благодаря продуманности и
надежности конструкции, а также соответствию ширины колеи используемого
трактора, расстояния между колесами опорно-транспортного узла
картофелекопалки междурядьям. В данном случае это 2x560= 11 20 мм и 560
мм (см. рис.).
Основу кинематики прицепной картофелекопалки ПКМ
составляют карданные (от рулевого управления трактора Т-40), две цепные
(от мотороллера «Тула-200»), две цепочно-прутковые (на базе роликовой
цепи для сельхозмашин ПРД-38 — для элеватора и барабана-очистителя)
передачи, а также угловой редуктор (от подборщика-копнителя ПК-1.6А с
i=1:1). Крутящий момент поступает от вала отбора мощности самого
трактора. В качестве независимого опорно-транспортного узла взята
обычная транспортная тележка с составными колесами.
Звездочки
использованы типовые с числом зубьев равным 9, 1 4 (от сельхозтехники) и
1 7, 38 (от мотороллера). Правда, ступицы у Z1 и Z4 пришлось несколько
переделать, a Z6, Z7, Z11 (Z61, Z71, Z11 ') - насадить на радиальные
однорядные шарикоподшипники с уплотнением типа 180 000. Но все,
естественно, намного упростится, если удастся достать соответствующие
детали со списанного серийного картофелеуборочного комбайна.
Транспортер
элеватора при этом несколько укорачивают по ширине, С него снимают
трубочки. И добиваются, чтобы скорость движения цепочно-прутковой ленты
превышала скорость наползания выкапываемого лемехом куста на нужную вам
величину. Что же касается имеющихся в промышленном картофелеуборочном
комбайне лотков, то установка их в конструкцию ПНМ (между барабаном и
элеватором) не предусмотрена: усложнение в данном случае можно считать
нецелесообразным.
Картофелекопалка собрана на самодельной
раме-основании. Конструкция здесь, как это видно из иллюстраций,
сварная. Выполнена из обрезков стального швеллера № 8 с использованием
укосин (из швеллера № 5), стального уголка 63x40 мм и 8-мм пластин.
Из
5-мм пластины (Сталь 9ХС) изготовлен и лемех. Но можно его вырубить и
из полотна циркулярной пилы — работать будет ничуть не хуже. Четырьмя
болтами, имеющими головки «под потай», лемех крепится (следовательно,
предусмотрена возможность замены при необходимости) к жесткому кожуху
элеватора и затягивается гайками. Овальная заточка (под углом 30°)
позволяет этому рабочему органу обходиться без большого заглубления.
После механизированного окучивания зачастую оказывается вполне
достаточным, чтобы оно не выходило за пределы 1 00... 1 20 мм. При этом
практически полностью исключаются порезы клубней.
Предусмотрено
изменение наклона элеватора (значит, и «угла атаки» лемеха) путем
вариации места крепления кожуха к раме-основанию (на иллюстрациях не
показано), как, впрочем, и фиксация редукционного узла.
Конструкция
последнего (см. рис.) само-дельная. Состоит из жестко связанных друг с
другом цилиндрических корпусов: втулки и стакана из Стали 30. В них
вращаются на шарикоподшипниках ведущий и ведомый валы из Стали 45 с
насаженными на призматические шпонки звездочками. Как уже
отмечалось, ступицы у звездочек (z1=17 и Z4=38) приварные. Технология
изготовления подобных с достаточной полнотой уже освещалась журналом
(см., например, «М-К» 5'91). Причем в качестве ступицы для Z4 можно
взять 25-мм отрезок стальной водогазопроводной усиленной трубы 33,5x4.
Самым,
пожалуй, сложным для изготовления в условиях «домашней мастерской»
будет барабан-очиститель. В основе его — две 1 790-мм роликовых цепи
ПРД-38. Точнее — 94 звена, расположенных не на своих осях, а на концах
47 стержней с защитной (чтобы не повредить случаем клубней) оболочкой
посредине. Для натяжения получающегося «беличьего колеса» и придания ему
определенной прочности служат два диска, согнутые из 1 760-мм отрезков
предварительно отпущенного стального уголка 20x20 мм. Причем сварку
выполняют здесь после натяжения цепи.
Но можно обойтись и двумя
готовыми ободами колес от подросткового велосипеда, если таковые у вас
под руками окажутся. На низ с помощью струбцин «беличье колесо»
натягивается и поэлементно приваривается. Для получения еще большей
жесткости конструкцию можно усилить наваркой прутков (10...12 мм)
рифленой арматуры.
«Беличье колесо» вращается, зажатое между
звездочками, располагающимися на двух осях и на валу (закрепленных на
опорном диске с помощью шести приварных пластин). Причем и оси, и вал —
составные. Сделаны по одной технологии и представляют собой
водогазопроводную трубу соответствующего диаметра, с обеих сторон
имеющую приваренные концевики из Стали 45.
Обе оси —
неподвижные. Приварены и опорным пластинам. А вот ведомые звездочки на
осях вращаются, так как втулка каждой насажена на внешнюю обойму
шарикоподшипника 180 206. Причем оси привариваются к опорным пластинам
после напрессовки шарикоподшипников со звездочками и регулировки их
положения. Что касается вала.
то он вращается на подшипниках 1 80
206. А с ним вращаются и ведущие звездочки, заставляя крутиться и сам
барабан. К «входной» ведущей звездочке крепится четырьмя винтами М10
фланец с приваренной к нему карданной вилкой. Аналогичную конструкцию
имеет и ведущий вал элеватора. Звездочки Z=14 вращаются вместе с ним,
будучи посаженными на призматические шпонки 8x7x45 мм и зажатыми с боков
с помощью распорных колец и втулки, выполненных из отрезков стальной
бесшовной холоднотянутой трубы. Ионическая шестерня приварена к валу.
Посадка пары подшипников в корпус редуктора производится вглухую;
крепление корпуса редуктора к опоре осуществляется болтами М12.
Входная
ось цепочно-пруткового транспортера напоминает собой болт с резьбой М24
на конце. Ось вставляется в отверстие кожуха на левом борту. Затем
надевается распорная втулка, а следом идет подшипник 180 205 с
напрессованной на его внешнюю обойму звездочкой Z=14. Надеваются
промежуточная втулка, второй подшипник со звездочкой, распорное кольце. А
следом за этим вставляется ос& в отверстие кожуха на правом борту.
Крепеж завершается гайкой М24 с шайбой.
Цепочно-прутковая лента — это как бы видоизмененное (растянутое) «беличье колесо». Она выполнена на базе двух г670-мм
роликовых цепей ПРД-38. Но прутьев здесь уже несколько меньше (44 шт.).
Вдобавок ко всему они и покороче «беличьих»: 275 мм. Для лучшего
скольжения ленты по ползуну последний выполнен из фторопласта-4Д.
Закреплен он на балке усиления конструкции при помощи четырех винтов Мб с
потайной головкой. Располагаясь на бортах кожуха элеватора, оба ползуна
служат опорной поверхностью для звеньев цепи и предохраняют ее от
повреждений.
Теперь осталось рассмотреть лишь опорно-транспортный
узел. Но он достаточно прост по конструкции, и какие-либо затруднения
при изготовлении вряд ли у кого способен вызвать. Размеры и крепление
деталей ясны из иллюстраций. Шестилетний опыт эксплуатации
картофелекопалки ПКМ показал и высокую надежность данной конструкции, и
ее преимущества выявил по сравнению, скажем, с барабанно-шнековой.
А кинематика оказалась настолько удачной, что Красноярский комбайновый
завод решил взять ее за основу при разработке массовой модели. Только
вот что-то не видно ее в продаже. Но нам к такой неразворотливости
заводчан, как говорится, не привыкать.
Чертежи картофелекопалки
|
Категория: Мотоблок,трактор | Добавил: asyl
|
Просмотров: 55144 | Загрузок: 0
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|