Этот вариант мотоблока проигрывает тому по компактности, но
выигрывает в мощности — на нем установлен двигатель от мотоцикла
«Восход-ЗМ» мощностью 14 л.с. Система зажигания — от мотороллера
«Вятка-Электрон». Охлаждение цилиндра двигателя — тоже принудительное:
для этого использован самодельный приточный вентилятор; о нем речь
позже.
Кинематика мотоблока простая и, можно сказать, обычная, если не
считать, что в ее цепь включен реверсивный механизм. Так как у мотоблока
нет дифферен-
циала, использование реверса при разворотах или крутых поворотах значительно сокращает радиус выполнения этих маневров.
Вращательное движение от выходного вала коробки передач двигателя через
цепную передачу передается на звездочку, насаженную на вал реверса, а от
него — через зубчатую пару на вал редуктора и дальше сразу на оба
колеса.
Основой конструкции мотоблока служит корпус редуктора главной передачи — стальной барабан диамет-
ром 240 мм и длиной 250 мм. К корпусу приварены стойки подрамника
двигателя. На подрамнике монтируется мотор со всеми необходимыми для его
работы устройствами: карбюратором, глушителем, а также бензобак и блок
системы зажигания. Заодно с подрамником (с использованием одной из его
стоек) выполнен портал, к которому через соединительные фланцы крепятся
рулевые рычаги. Под порталом к корпусу редуктора приварен
кронштейн-фаркоп для подсоединения к мотоблоку подвески с различными
почвообрабатывающими орудиями.
Корпус
редуктора позаимствован от грузового автомобиля ЗИЛ-130 — это ресивер
воздушной тормозной системы. Цилиндр ресивера (диаметром 240 мм) обрезан
до длины 243 мм. С левой стороны корпус заварен круг-
лым фланцем из стального 7-мм листа с центральным отверстием. В
отверстие вставлена и приварена обойма под 207-й подшипник. С правой
стороны в корпус заподлицо с его кромкой вварено сначала кольцо с 12
резьбовыми отверстиями М8. К нему соответствующими винтами крепится
съемный фланец, выполненный, как и кольцо, тоже из 7-мм стального листа.
В правом фланце, как и в левом, вставлена в отверстие и приварена
обойма под 207-й подшипник. Обоймы, после монтажа в корпусе редуктора
приводного вала с зубчатым колесом, закрываются крышками с сальниковыми
уплотнениями. Для этого во фланцах сделаны еще по 4 резьбовых отверстия
Мб.
Приводной вал колес сварен из трех отрезков шлице-вых валов: средняя
часть — от коробки перемены передач автомобиля ЗИЛ-130, а концевые части
— от раздаточной коробки автомобиля ГАЗ-66. На среднюю часть вала
насажено зубчатое колесо — шестерня первой передачи КПП ЗИЛ-130.
В цилиндре корпуса редуктора вырезано окно и по его контуру приварена
прямоугольная проставка-фланец — для крепления к корпусу редуктора
картера реверсивного механизма. Через окно входит в зацепление с
зубчатым колесом выступающая из картера реверса шестерня.
Реверсивный механизм вместе с картером — это коробка отбора мощности
автомобиля ЗИЛ-13. К фланцу ее выходного вала (теперь он служит
первичным валом реверса) прикручена через проставку 40-зубая ведомая
звездочка, позаимствованная у мотоцикла «Восход-2». Эта звездочка
соединена втулочно-роликовой цепью с ведущей звездочкой выходного вала
коробки передач двигателя.
Рычаги управления мотоблоком изготовлены из стальных труб наружным
диаметром 23 мм. Верхние концы рычагов около рукояток соединены между
собой поперечиной из такой же трубы. К нижним концам рычагов приварены
фланцы — «ответные» детали тех, что на стойках портала на корпусе
редуктора. В каждом фланце просверлены по четыре отверстия диаметром 8,2
мм, через которые болтами М8 с пружинными шайбами (чаще называемыми
технарями «гроверными» — по имени их изобретателя Гровера) рычаги и
прикрепляются к порталу основания.
На левом рулевом рычаге закреплена рукоятка переключения передач.
Во избежание значительных перегибов тросиков дроссельной заслонки
карбюратора и сцепления ручка «газа» смонтирована на левом рычаге, а
рычаг сцепления — на правом. Такое расположение органов управления
(обратное мотоциклетному) поначалу требовало привыкания, но оно
наступило быстро.
Колеса мотоблока, используемые для обработки земли на усадьбе, —
самодельные, полностью стальные и очень простые: к диску диаметром 450
мм приварен обод, а к ободу — по всей окружности через равные промежутки
— 16 грунтозацепов. Все детали колеса выполнены из одного и того же
материала — 4-м м стального листа. Ступица колеса — фланец карданного
вала от автомобиля ГАЗ-66. Для транспортных работ, когда мотоблок
используется в качестве тягача одноосной подрессоренной тележки,
самодельные колеса заменяю на автомобильные (155 R13), такие же, как и
на тележке. Тележка имеет тормоз на оба колеса.
Для обработки земли изготовил ряд почвообрабатывающих орудий: плуг,
культиватор, грядодел, картофелекопалки и др. и транспортную тележку.
Подсоединение сельхозорудий производится через подвеску, имеющую
несколько узлов регулировок. Сама подвеска к кронштейну подсоединяется с
помощью только одного шкворня.
То, что мотоблок не имеет дифференциала, вынуждает при поворотах
прилагать значительные усилия на рычаги управления, но зато при пахоте
по прямой при правильно отрегулированном плуге мотоблок идет ровно, даже
без активного вмешательства пахаря и борозды не портит.
Поскольку скорость мотоблока и при высоких оборотах двигателя слишком
мала, чтобы обеспечить нормальное охлаждение цилиндра двигателя,
пришлось смонтировать принудительную систему воздушного охлаждения.
Система охлаждения хотя и самодельная, но ее компоновка и принцип
действия такие же, что и у промышленных образцов на двигателях
мотороллеров, мотоциклов и другой мототехники.
Привод крыльчатки вентилятора — от коленчатого вала мотора через
круглоременную передачу со шкивами одного диаметра (передаточное
отношение равно 1).
Ведущий шкив прикреплен специальным длинным винтом М7х1 к коленвалу
двигателя. Для этого в его торце выполнено соответствующее винту осевое
резьбовое гнездо.
Приточный вентилятор — с четырехлопастной крыльчаткой. Крыльчатка
изготовлена из стального 1-мм листа и посажена через ступицу на вал,
смонтированный в двух подшипниках 80018 (с двумя пылезащитными шайбами).
Вал выполнен как одна деталь с ведомым шкивом круглоременной (диаметром
7 мм) передачи. Оба подшипника ведомого вала смонтированы в одном
корпусе с противоположных его сторон. Сам корпус на четырех спицах
«подвешен» в центре ограждающего кольца, изготовленного из стальной
полосы сечением 40x3 мм. Кольцо с помощью кронштейнов прикреплено к
двигателю.
Для того чтобы воздушный поток на пути от крыльчатки к двигателю меньше
рассеивался, с верха цилиндра до конца установлен ограничительный кожух,
выполненный из тонкого дюралюминиевого листа.
мотоблок
писание Мотоблок предназначен для вспашки земли любых видов почв
как тяжелых так и легких. Легкость в управлении делает работу
неутомительной весь световой день. Данная конструкция мотоблока
применяется для вспашки массового количества огородов, а именно весенних
заработков, где поломки полностью исключены, уход требуется
минимальный, а производительность и качество отличное. В отличии от
промышленных конструкций, мотоблок ремонтировать и совершенствовать не
требуется.
Надежность редуктора позволяет вспахивать без особых усилий супер тяжелые почвы.
Срок эксплуатации редуктора до кап. ремонта минимум 10-ть лет (при любых видах почв).
Количество передач 4- вперед, 4- назад
Время вспашки 6 соток при средней твердости земли 25 мин.
Ширина полосы вспашки, мм 1250
Диаметр фрезы, мм 520
Глубина вспашки, мм 20-260
Масса без мотора и фрез, кг30
Масса фрез 25 кг.
Двигатель 2-х тактный, одноцилиндровый,
карбюраторный с воздушным охлаждением.
Модель двигателя "Тулла-200"
Масса мотора 36 кг.
Номинальная мощность, л.с. 13
Вид топлива АИ-76
Расход топлива на 6 соток, л. 1,2
Емкость топливного бака, л 3,5
Возможность применения любых типов двигателя (от наличия).
Общий вид сзади слева
Общий вид сзади справа
Общий вид спереди справа
Разборка по детально
Для изготовления мотоблока в слесарных условиях, детали изготавливается из обрезков труб, уголка, листового металла.
Труба диаметром 114x4 L-200 мм.
Труба диаметром 76x2,5 L-280 мм.
Труба диаметром 72x6 L-120 мм.
Труба диаметром 27x3 L-2500 мм.
Труба диаметром 22x3 L-120 мм.
Труба прямоугольная 60х30 L-300 мм.
Уголок 75х35 L-500 мм.
Лист -5 80х800
Лист -10 120х200
Круг диаметром 20 L-600 мм.
Болты, гайки М8
Болты М10
Болты М12
После приобретения школьного токарного станка, технология
изготовления упростилась. Перешел полностью на все цилиндрическое.
Приходя после основной работы за месяц я один выпускаю 5 штук.
Основные геометрические размеры мотоблока
Геометрически размеры связанны с качеством, производительностью и
легкостью управления мотоблока. По 2008 год, я успеваю пахать в день до
70 соток со всеми переездами. Участки в основном по 4-ри сотки, как
правило присутствуют насаждения вокруг которых приходится объезжать.
Конкуренты с любыми заводскими мотоблоками за сезон успевают поменяться
несколько раз, а их количество большое. Переезды тоже занимают время
поэтому с мини-трактора пришлось пересесть на автомобиль за 5 т.р. и
сделать удобный прицеп. Скоро выложу описание своего прицепа. (это
просто шедевр). Должно присутствовать качество выше любого (про
заводской мотоблок я молчу это садовый вредитель, разводитель травы)
конкурента. Город не большой, раз вспахал плохо, в следующий раз пахать
уже не будешь. Потеря клиента это деньги. В городе я продал множество
мотоблоков своей конструкции ставшие мне конкурентами и теперь
приходиться выпускать все более новые модели превосходящие предыдущих.
Мой отец пашет с 1986 года, я пашу с 14 лет. Любое незначительное
изменение в геометрических размерах, очень ощутимо: при длительной
вспашке, стесненных условиях, больших площадей. Честно сказать после
изготовления фрез 2008 года приехав вечером домой, я не шатаюсь и
пластом не лежу, а наоборот еще, только давай. А мой отец которому 51
год по количеству вспаханных соток от меня не отстает.
Поэтому приходиться производить модернизацию каждый год. Трансмиссия
остается неизменной с 1987 года. Изменения в геометрии рамы, костыля
(тормоза), центра тяжести довились до совершенства в 1998 году.
Изменение в расположение топливного бака и ручек довились до
совершенства в 2005 году. Изменение скорости вращения фрез и самих фрез
производится по сей день. О замене мотора на другой пока не вижу
альтернативы, загруженность у него на 50% работает долго безотказно. |