Суббота, 20.04.2024, 02:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Самоделки | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Самоделки
Автомобильная електрика
Ремонт и покраска кузова
Тюнинг
Снегоход&Вездеходы
Мотоблок,трактор
Прицепы
Самодельные Автомобили

» Форма входа

» Статистика

Главная » Файлы » АвтоМото и другая техника » Мотоблок,трактор

Самодельный минитрактор шасси
12.06.2011, 20:58
Я являюсь давним читателем и постоянным под­писчиком журнала «Моделист-конструктор». На про­тяжении почти сорока лет не только знакомился с машинами и механизмами конструкторов-любителей, но и создавал свои. Поэтому могу и себя причислить к когорте «самоделкиных» со стажем. Строил же в основном землеобрабатывающую и транспортную технику (от мотоблоков до джипов). Что-то из создан­ного ранее разобрал или переделал, какие-то продал, а отдельные эксплуатирую до сих пор, например, мини-трактор (а точнее—самоходное шасси), конс­трукцию которого и представляю на суд читателей.
Самодельный минитрактор шасси
Самодельный минитрактор шасси

Самодельный минитрактор шасси

Самодельный минитрактор шасси

Самодельный минитрактор шасси

Самодельный минитрактор шасси

Описание конструкции начну с рамы. Она сварена в основном из стальных водопроводных труб круглого сечения. В плане (вид сверху) рама имеет форму вытянутой трапеции с большим основа­нием впереди.

Основу рамы составляют два прямых параллельных лонжерона, выполненных из трубы наружным диаметром 42 мм и толщиной стенки 3 мм. Из такой же трубы изготовлена и пара передних поперечин: первая — сплошная, а вторая — из трех частей. Сзади лонжероны соединены тремя короткими поперечинами. Осталь­ные детали рамы выполнены из более тонкой трубы — наружным диаметром 32 мм и толщиной стенки 2,5 мм. Вспомо­гательные же элементы (стойки, распор­ки, подкосы и прочее) — из круглых труб 22x2 мм. Различные кронштейны для монтажа агрегатов и узлов изготовлены из подходящего сортового проката.

В большинстве своем они прива­ривались к раме «по месту» во время компоновки агрегатов и механизмов конструкции, а потому на чертеже рамы не показаны.

Самодельный минитрактор шасси

Самодельный минитрактор шасси

Самодельный минитрактор шасси

Самодельный минитрактор шасси

Самодельный минитрактор шасси

Между передними поперечинами на концах приварено по два кронштейна, выполненных из П-образного профиля 50x25x50 мм. К ним крепятся болта­ми ступицы передних ведущих колес. К лонжеронам приварены ребра (из угол­ка 25x25) ящика-каркаса для установки редуктора главной передачи.

К задним поперечинам приварены кронштейны П-образного профиля для подвески заднего моста, а к замыкающей поперечине сзади — еще два ушка, об­разующих форкоп.

 

Сверху на раме (примерно в середине ее длины) закреплена сваркой рулевая стойка с кронштейном для фары, а в задней части — ножки и рамки сиденья и его спинки. Верхняя (горизонтальная) часть рулевой стойки — перемычка вы­полнена из широкого швеллера — она служит приборной панелью. Еще снизу в передней части приварены висячие отвальные стойки с проушинами (под­крепленные подкосами), к которым под­вешивается бульдозерный отвал.

Позднее к рулевой стойке приваре­ны по «месту» кронштейны рукоятки тросовой лебедки подъема (опускания) отвала, рычагов переключения реверса и механизма исключения опрокидыва­ния (стопорения) кузова. Сам механизм представляет собой рычаг с пазом, за­ходящим за выступающую полку уголка каркаса кузова, и фиксирующей кнопкой. Обращаю особое внимание на необхо­димую надежность всего узла — само­произвольное опрокидывание кузова на ходу грозит большими неприятностями, особенно при движении под уклон. Под стойкой между лонжеронами на двух кронштейнах закрепляется рулевой ме­ханизм от мотоколяски СЗД.

Самодельный минитрактор шасси

В качестве силового агрегата шасси использован двигатель от мотоцикла «Иж-Планета-3» мощностью 18 л.с. Его цилиндр оборудовал самодельным устройством принудительного воздушно­го охлаждения с 8-лопастным вентилято­ром в кожухе. Во вращение вентилятор приводится от удлиненного коленвала двигателя через клиноременную пере­дачу (от стиральной машины). Разме­щен двигатель под сиденьем, а к раме крепится через специальные сварные кронштейны, позволяющие с помощью винта перемещать его для натяжения цепей трансмиссии.

У двигателя изменена штатная систе­ма зажигания. Вместо «одноискровой» катушки поставлены «двухискровая» от мотоцикла К-750 и, соответственно, вто­рая свеча на головку цилиндра.

Эксплуатация показала, что декомп­рессор теперь двигателю не нужен, до­статочно следить за чистотой и исправ­ностью топливной системы и карбюра­тора. Отказы двигателя из-за отсутствия искры в запальной свече практически исчезли, что раньше было обычным де­лом. Изменено также крепление платы прерывателя — теперь она посажена на вал генератора по скользящей посадке и может поворачиватьоя на некоторый угол, тем самым регулируя зажигание. Плата прерывателя крепится к статору генератора с помощью удлиненных винтов, которые после фиксируются с помощью припаянных к ним скобок из проволоки.

Владельцам одноцилиндровых «ижей» хорошо знакомы обратные удары рычага кикстартера, что иногда приводит к серьезной травме. Данная переделка полностью исключает это неприятное явление. Перед запуском двигателя плата с помощью рычажка, выведенного сквозь кожух генератора, переводится на «позднее» зажигание, а после прогрева двигателя возвра­щается на место. На рычажке, в месте выхода его из крышки генератора, име­ется стопорный флажок, который своим выступом попадает в паз на крышке, тем самым обеспечивая устойчивое положение рычажка платы на нужном угле зажигания. Для точной настройки момента разрыва контактов преры­вателя флажок сделан подвижным.

Самодельный минитрактор шасси

По такому принципу переделаны все одноцилиндровые двигатели «ижей», мною применяемые.

Гпушитель использован от снегохода «Буран», он компактен и достаточно эффективен. К штатным входным пат­рубкам глушителя приварены обрезки выхлопных труб с накидными гайками от «Иж-ПЗ».

Самодельный минитрактор шасси

Поскольку двигатель расположен в задней части рамы шасси, а ведущие колеса — передние, то передачу вра­щающего момента от силового агрегата к главной передаче пришлось осущест­вить через двухступенчатую цепную передачу с промежуточным редуктором. Цепи уширенные, комбайновые. От ком­байна и большая (Z = 53 зуба) звездочка на одном конце промежуточного вала. На другом конце вала установлена звез­дочка Z - 15 от заднего колеса мотоцик­ла «!4ж». Кроме этого на промежуточном валу смонтирован тормозной барабан (приварен к мотоциклетной звездочке) от колеса мотороллера «Вятка».

Крышка тормоза самодельная, а ко­лодки — штатные мотороллерные. Щит к раме крепится через два кронштейна в виде лап. При этом предусмотрена возможность ориентировки (небольшого перемещения и поворота) щита с ко­лодками относительно барабана. Сам промежуточный редуктор тоже можно перемещать вдоль лонжеронов рамы для натяжения цепи, идущей к главной передаче.

Главная передача (или реверс-редук­тор) использована от грузового мото­роллера «Муравей». Она подвергнута модернизации: вместо штатных узких шестерен дифференциала и заднего хода установлены уширенные от ин­валидной коляски СЗД. Конечно, если строго следить каждый раз за массой груза и не злоупотреблять тяговыми усилиями силового агрегата (а он, кста­ти, способен и на большие нагрузки), то этих переделок реверс-редуктора и не требуется. Приводная звездочка главной передачи (она же ведомая звездочка второй ступени цепной передачи) тоже взята от инвалидной коляски.

В принципе, реверс-редуктор можно использовать и от коляски СЗД. Однако у него паразитная шестерня заднего хода установлена на валу на подшипнике скольжения (бронзовой втулке). При ин­тенсивном использовании заднего хода (что при приусадебной эксплуатации трактора не такая уж редкость) такой подшипник быстро выходит из строя, и лучше сразу произвести замену втулки на подшипник качения.

Самодельный минитрактор шасси

Передача вращения от главной пере­дачи на ведущие колеса осуществляется через пару довольно мудреных полу­осей, состоящих каждая из двух штатных упругих карданных шарниров с коротким шлицевым валом между ними, с прива­ренным ко второму шарниру (ближнему к колесу) отрезком шлицевой муфты, со­единяемой с валом ступицы. Последние детали (шлицевая муфта, вал и ступица) использованы от пускача трактора ДТ-75. К концу вала ступицы приварен фланец со шпильками для крепления ведущего колеса.

 

Конечно, полуось довольно сложна, и если, например, изготовить удлиненную ступицу, то второй шарнир и не потребу­ется. Но я исходил из того, что имелось в наличии.

Передние ведущие колеса использо­ваны от автомобиля УАЗ. Но шины у них доработаны в глубокую «шашечку» для лучшего сцепления с грунтом на пашне, бездорожье и в распутицу. При этом шины стали еще и значительно легче. Считаю, что такие шины очень подходят для вездеходной техники. Технология их изготовления описана в № 9'2008 г. «Моделиста-конструктора».

Самодельный минитрактор шасси


Задний мост шасси имеет форму рав­нобедренного треугольника, потому что к балке (труба 42x3 мм) приварены две одинаковые укосины из трубы 32x2,5 мм с втулкой в точке схода. Точно такая же втулка еще и на середине балки сверху. Посредством этих втулок задний мост подвешивается на кронштейнах рамы с помощью зашплинтованных шкворней. Такая подвеска позволяет задним (да и передним) колесам хорошо копировать профиль пути, не крутя раму, и не до­пускает зависания какого-то из них над углублениями.

Самодельный минитрактор шасси

Самодельный минитрактор шасси

На концах балки заднего моста смон­тированы стойки из швеллера, к которым крепятся поворотные кулаки, а сверху к стойкам привариваются кронштейны из уголков для устройства здесь задних крыльев-брызговиков.

Задние управляемые колеса и пово­ротные кулаки (как, впрочем, и рулевой механизм и рулевые тяги) использова­ны от мотоколяски СЗД. Из этих узлов за ненадобностью демонтированы тор­мозные механизмы. Конечно, колеса от коляски гораздо меньше уазовских по диаметру, что снижает проходимость, но зато с ними выше маневренность, а это для приусадебной машины гораздо важнее.

Самодельный минитрактор шасси

К балке заднего моста, правее сере­дины, приварен стакан, в котором на подшипниках смонтирован Г-образный рычаг, один конец которого приводится в действие продольной тягой от рейки рулевого механизма, а другой конец двигает две поперечные рулевые тяги соответствующих колес. Ввиду большо­го хода балки при движении трактора по сложным участкам пути, диаметр задних колес не может быть увеличен без увеличения ширины заднего моста из-за упора брызговиков в двигатель при крайних положениях.

Кузов трактора — сварной. Его кар­кас выполнен из различных уголков и обшит листовой сталью толщиной 1,5 мм. Все углы по верху кузова закруг­лены для исключения травмирования.

Примерно на 1/3 длины кузова от переднего борта снизу к поперечному уголку каркаса приварены две втулки, с помощью которых через шкворни он подвешивается к проушинам, при­варенным к первой поперечине рамы трактора. Крылья передних ведущих колес приварены непосредственно к кузову, имеют несколько функций — расширяют погрузочную площадь, слу­жат защитой от брызг и увеличивают жесткость самого кузова, так как на тракторе иногда приходится перевозить значительные по массе грузы.

Для транспортировки сыпучих мате­риалов большую часть объема разме­щаю на передней части кузова, что по­зволяет его легко опрокидывать вперед почти вертикально без дополнительных устройств. Наклонный передний борт и установленные с наклоном вовнутрь крылья способствуют разгрузке матери­алов почти без остатка, особенно если дать трактору задний ход.

Электрооборудование штатное шестивольтовое. Штатные также и карбю­ратор, и воздухоочиститель. Тумблер включения зажигания одновременно подключает и аккумулятор. Здесь же на щитке расположен тумблер вклю­чения фары и заднего фонаря. На нем же установлены и контрольные лам­пы «нейтрали» и работы генератора. Также повышают безопасность и светоотражатели, установленные на кузове.

Органы управления включают в себя педали: «газа», тормоза и сцеп­ления. Следует отметить, что педаль «газа» дополнительно подпружинена: это необходимо для более точного управления оборотами двигателя в условиях загрязнения и при движе­нии по бездорожью. На щитке перед рулевым колесом установлен рычаг управления реверсом. Через две жест­кие тяги и промежуточный Г-образный рычаг, установленный над рулевым механизмом, производится переклю­чение реверс-редуктора. Сам рычаг на реверсе подпружинен для лучшей фиксации его в крайних положениях в условиях тряски.

Самодельный минитрактор шасси


Ручная лебедка подъема и опуска­ния отвала представляет собой валик с небольшим барабаном со щеками, пре­пятствующими сходу троса. Валик вра­щается в стакане с подшипниками, ста­кан приварен к «фарному» кронштейну. Ручка управления лебедки прижимает­ся пластинчатой пружиной к зубчатому колесу, приваренному к стакану-ступице валика, и служит для стопорения ручки с помощью зуба, входящего во впадины зубчатки (сама зубчатка — от детского велосипеда). Трос наматывается на барабан лебедки через ролик, установ­ленный внизу у края кузова и далее через такой же ролик, находящийся на первой поперечине рамы трактора, тя­нет за поперечину рамы отвала. Отвал подвешивается к раме трактора в двух кронштейнах-ушках висячих стоек. Для этого на концах подвесных упоров от­вала имеются втулки, которые встав­ляются в проушины кронштейнов и крепятся здесь шкворнями со шплин­товкой. Сам отвал прост, хочу только отметить, что увеличение его массы нежелательно — это приводит к увели­чению усилий на ручке его подъема.

Самодельный минитрактор шасси

По этой причине подвесные упоры с поперечинами, составляющие рамку от­вала, выполнены из тонкостенных труб за исключением нижнего уголка основ­ной поперечины, а щит изготовлен из дюралюминия. По низу отвала крепятся съемные резиновые полосы, они имеют выпуск снизу на 30 — 40 мм для смяг­чения ударов о кочки. В верхнем поло­жении отвал прижимается к кузову и не раскачивается при движении трактора. Конечно, при установленном отвале кузов уже не может опрокидываться, но зимой перевозка сыпучих грузов крайне редка, а при нужде снять отвал можно за пять минут. Для лучшего сцепления колес при расчистке снега в кузов укладывают балласт (20 — 30 кирпи­чей). Можно также применить цепи противоскольжения.

Как упоминалось, сиденье водите­ля откидывается, открывая доступ к свечам зажигания, инструментально­му ящику и бобине, а также облегчая подход к карбюратору. Там же, внутри рамы сиденья закреплены штатное реле-регулятор и клеммная колодка. За сиденьем на пластинчатом кронштейне, приваренном к раме сиденья, закреп­лен с помощью хомутов топливный бак на 6 литров. Подача топлива — самоте­ком, через стандартный краник.

Рычаг кикстартера от «Иж-Юпитер», он может складываться, не мешая во­дителю включать передачи удлиненным рычагом. Манетка топливного коррек­тора крепится на вертикальной трубе рулевой стойки, привод от корректора к дроссельной заслонке карбюратора — боуденовскими тросами. Педаль сцеп­ления связана тягой с Г-образным рычагом, рычаг другим своим концом тянет трос выжима сцепления. Тормоза приводятся в действие от педали через две тяги с промежуточной кулисой. Обе тяги имеют регулировку по длине. Для замены колодок крышка тормоза может перемещаться по трубе второй тяги.

В заключение — об особенностях управления шасси. Не следует резко тормозить, что ведет к пиковым нагруз­кам в трансмиссии. «Шипастые» по­крышки летом имеют высокое сцепле­ние (особенно у груженого трактора), а тормозной барабан легко блокируется. Опасно маневрировать на заднем ходу с большой скоростью: при заднеуправляемых колесах исчезает «чувство руля». Следует учитывать, что задний ход заметно быстрее переднего, а сле­довательно, и меньше тяга. На сыпучих грунтах незагруженный трактор может зарываться на подъемах. В таких слу­чаях следует двигаться задним ходом или положить в кузов балласт.

Габариты и маневренность трактора позволяет ему «втиснуться» буквально в любую «щель», а разгрузка вперед опрокидыванием кузова и дальнейший отход назад очень удобны на личном подворье, где, как обычно, вся площадь максимально используется. Небольшая высота кузова от уровня земли удобна при погрузке-разгрузке, а низкое распо­ложение центра тяжести способствует устойчивости трактора на уклонах.

Мини-трактор способен буксировать еще и прицеп грузоподъемностью до 500 кг. Передний и задний борта при­цепа откидные, поэтому его можно использовать и как роспуск для транс­портировки длинномерных грузов.

Самодельный минитрактор шасси

Пробовал навешивать на шасси плуг и пахать. Получалось неплохо. Но у меня для этих целей есть еще и мотолебедка.

А.КОКШАРОВ,

 п. Л о у х и,

 Карелия


Категория: Мотоблок,трактор | Добавил: asyl
Просмотров: 41820 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Поиск


Copyright MyCorp © 2024