|
Прицеп универсал своими руками
| 02.01.2011, 12:39 |
Конструкция самодельного универсального прицепа со съёмным кузовом для перевозки лодки и любых других грузов. По
моим расчетам, больше всего отвечала этим требованиям хребтовая
конструкция прицепа. «Хребет», он же дышло, представляет собой силовую
трубу, на которую насажен мост с подвесками колес. Мост,
сваренный из относительно тонкого стального листа, получился сложной
формы. Дело в том, что сосед по гаражу подарил мне подвеску колес в
сборе (предположительно от инвалидной мотоколяски одной из первых
модификаций). Следовательно, нужно было предусмотреть на мосте установку
ее присоединительных узлов аналогично тому, как это было на
мотоколяске, а ее-то я и в глаза не видел. Пришлось потрудиться:
продумать конструкцию, предусмотрев для повышения проходимости прицепа
арки, начертить и вырезать из ватмана выкройки, склеить из них мост в
масштабе 1:1 и определить по макету точные места расположения узлов
крепления подвески.
Рис.1. Чертежи самодельного универсального прицепа для изготовления своими руками (показан в ненагруженном состоянии):
1
— узел сцепки (стандартный);2 — кронштейны крепления запасного колеса
(СтЗ, лист s2); 3 — стойка упора форштевня лодки с крюком (СтЗ, труба
40x25x2); 4 — ложемент килевой; 5—ложемент кормовой (сосна, резина); 6 —
стойка транцевого зацепа (СтЗ); 7 — фонари задние (от ВАЗ-2101); 8 —
балка задних фонарей (Д16Т, швеллер 80x35); 9 — кронштейны балки задних
фонарей (СтЗ, лист s2); 10 — удлинитель (СтЗ, труба 49x3, L1300); 11 —
дышло (СтЗ, труба 55x3); 12 — стойка (СтЗ, труба 20x2, L550); 13 — жгут
электропроводки; 14 — цепь страховочная (2 шт.); 15 — боковина сцепного
устройства (СтЗ, швеллер 50x32); 16 — фонарь освещения номерного знака
(от автомобиля УАЗ-469); 17 — знак номерной; 18 — кронштейн крепления
кормового ложемента (СтЗ, лист s2); 19 — балка ложемента (СтЗ, труба
40x25x2); 20 — косынка (СтЗ, лист s2, 2 шт.); 21 —упор амортизатора
(СтЗ, лист s2); 22 — мост (СтЗ, лист si,2); 23 — подушка (резина, лист
s5); 24 — ложемент основной (сосна); 25 — болт М5 (8 шт.); 26 — крыло
(Д16Т, лист s2); 27 — пружина; 28 — ограничитель хода подвески (резина);
29 — амортизатор; 30 — рычаг подвески; 31 — проушина крепления рычага
(СтЗ, швеллер 40x40x3); 32 — замки (от строительных лесов); 33 —
болт-фиксатор Ml2 (2 шт.); 34 — ось рычага (болт М12); 35 — упор (4
шт.); 36 — ремень страховочный; 37 — накладка упорная (СтЗ, лист s2, 2
шт.); 38 — плита усиливающая (СтЗ, лист s2, 2 шт.).
Конструкция
удалась. Это подтвердила ее эксплуатация в различных условиях на
протяжении нескольких лет, хотя в ней практически отсутствуют какие-либо
дополнительные усиливающие элементы, кроме накладок под упоры пружин и
плит, размещенных внутри над листами, к которым крепятся проушины
рычагов подвески. Кстати, за счет разницы в диаметрах отверстий под
болты в листах и плитах, фиксирующих проушины, можно, изменяя их
положение, регулировать развал и схождение колес.
Рис.2. Установка кузова самодельного прицепа (левое крыло прицепа условно не показано):
1 — кузов; 2 — замки.
Надежное
соединение дышла с мостом обеспечивают два замка, позаимствованные от
строительных лесов, приваренные с внутренней стороны средней арки. Такая
конструкция позволяет центровать прицеп и регулировать величину
нагрузки на задний мост автомобиля при перевозке на прицепе грузов
различной массы и габаритов. С этой же целью дышло сзади оснащено
телескопическим удлинителем, на котором смонтированы кормовой ложемент,
транцевые зацепы и бампер со светотехническим оборудованием.
Вышеуказанные замки оказались очень удачной находкой, поэтому я применил
их и для крепления на дышле стойки упора форштевня, килевого ложемента и
кузова.
Рис.3. Рычаг подвески колеса самодельного прицепа:
1
— втулка сайлент-блока (труба 28x2); 2 — плечо (труба 26x2); 3 — стяжка
(труба 26x2); 4,6 — кронштейны крепления ступицы (лист s8); 5 —
основание пружин (лист s8); 7 — ступица; 8 — кронштейн (лист s5); 9 —
ось крепления амортизатора; 10 — фланец.
Кузов, или грузовая
платформа прицепа, — сварной конструкции, выполнен из стального листа
толщиной 1,2 мм и не имеет силового каркаса. Прочность и минимальная
масса кузова обеспечиваются скошенными углами бортов. Для более низкого
расположения центра масс прицепа и, соответственно, улучшения его
устойчивости на дороге в днище платформы сделан поперечный тоннель, в
который входит верхняя часть моста. Таким образом, кузов опирается по
бокам на мост и фиксируется двумя замками — спереди и сзади.
Прицеп
отлично ведет себя на шоссейной дороге, а проходимость его по проселку и
даже по бездорожью выше всяких похвал. За все время, пока я его
эксплуатирую, пришлось только заменить стальные крылья на более легкие
дюралюминиевые (стальные отрывались) и шпильки крепления колес к ступице
— на болты большего диаметра, так как штатные не выдерживали нагрузок.
Технические характеристики самодельного универсального прицепаГабариты, мм: - длина с дышлом для катера......2750 - для прочих грузов.....................2050 - ширина.....................................1450 Габариты кузова, мм: - длина...................................... 1400 - ширина.................................... 1120 - высота.......................................350 - Масса снаряженная, кг..................100 - Грузоподъемность, кг...............до 500 - Колея в нагруженном состоянии, мм......................... 1350 - Тягово-сцепное устройство ... по ОСТ 37.001.096-89 Опубликовано: Н.Груднев МК 04 1999 |
Категория: Прицепы | Добавил: asyl
|
Просмотров: 10358 | Загрузок: 0
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|