Статья о том как смостоятельно изготовить снегоход.
Напомним вкратце об устройстве мотобуксировщика. Он собран на
плоской трубчатой раме, где смонтированы силовая установка и необходимые
для работы агрегаты. На осях закреплены четыре колеса, через которые
переброшена самодельная гусеница, из резинотканевых ремней, реек-траков и
гребней.
Основа снегохода - тот же гусеничный блок. Правда, он несколько уже.
Поэтому, если вы уже сделали мотобуксировщик, его предстоит несколько
доработать. Понадобится дополнительная рама, чтобы связать блок с
передней управляемой лыжей, кузовом и сиденьем водителя. Ее можно
собрать из двух продольных труб-лонжеронов диаметром 35x2 мм,
объединенных спереди рулевой колонкой, а сзади—поперечиной из трубы
диаметром 30x2 мм. Способ соединения — сварка. Для прочности усильте
стыки косынками из стального листа толщиной 2-2,5 мм.
Рама соединяется с гусеничным блоком в четырех точках, где размещены
подшипниковые узлы. Лучше использовать подшипники скольжения, а втулки
выточить из фторопласта или бронзы. Если же вы воспользовались
подшипниками качения, то для них потребуются корпуса. Сделать их можно в
виде хомута из стальной полосы толщиной 3-4 мм и шириной на 3—5 мм
больше, чем сам подшипник. Крепят подшипник в корпусе сваркой в
двух-трех точках. Помните, что подшипник не должен перегреваться, а
потому обмотайте его перед сваркой влажной асбестовой тканью. Конечно,
наше крепление пригодно лишь для тихоходных передач, не требующих особой
точности установки.
Рулевая колонка на нашем снегоходе такая же, как у велосипеда. И если
есть возможность, отпилите этот узел от старой рамы и приварите на
косынках к лонжеронам. В нижней части рулевого вала приварена поперечина
из трубы диаметром 22x3 мм —к ней шарнирно крепится навеска передней
лыжи. Основная деталь навески — опора П-образной формы, согнутая из
стального листа толщиной около ,.3 мм. Крепеж шарнирного соединения —
стальная шпилька с резьбой М8, две гайки с шайбами и пластиковая (или
фторопластовая) втулка, установленная внутри трубчатой поперечины.
Руль снегохода — стандартный, от любого мопеда или мотоцикла. На нем
монтируются органы управления: ручка управления дроссельной заслонкой
карбюратора (ручка «газа»), рукоятка выключения муфты сцепления,
переключатель коробки передач и рукоятка привода скребкового тормоза. На
руле установлен также привод декомпрессора двигателя и переключатели
световых приборов.
На рисунке не показан сам тормоз, однако конструкция его достаточно
проста, вы справитесь самостоятельно. Расскажем лишь, как он устроен.
Скребковый тормоз напоминает дверную петлю. Крепится он к задней части
лыжи. «Петля» жестко фиксируется сверху- лыжи винтами и гайками с
резьбой Мб, а его подвижная часть на так называемых «пальцах» —
трех-четырех стальных стержнях, на конце которых нарезана резьба М8. При
повороте они входят в отверстия, просверленные в лыже, углубляются в
снег и гасят скорость. Управляется тормоз с помощью троса в боуденовской
оболочке. Конец троса закрепляется на стальном уголке, прикрепленном к
петле, и на ручке руля. В нейтральном положении тормозное устройство
держит пружина.
Лыжа снегохода склеена из кусков фанеры толщиной 4...5 мм. В сумме
пакет должен быть не более 18—20 мм. Склейку желательно производить на
простейшем стапеле — прочной доске толщиной около 50 мм, в передней
части которой закреплен фигурный деревянный брусок, повторяющий форму
лыжи. Пакет, состоящий из фанерных заготовок, промазанных эпоксидным или
казеиновым клеем, а также подошвы из слоистого пластика (используется
для отделки кухонной мебели) зажимается струбцинами и после подсыхания
клея доводится до заданной формы. Вместо струбцин можно
воспользоваться деревянными брусками, расположив их сверху и снизу
заготовки и стянув так называемым «телеграфным бандажом» из мягкой
стальной проволоки, закрученной с помощью воротка.
Готовая лыжа крепится на рулевом валу и фиксируется амортизатором из стальной пружины или толстой упругой резины.
Сиденье водителя проще всего взять готовое, например, от старого ,
полумягкого металлического стула или кресла. Для его крепления на
снегоходе предусмотрена поперечина из трубы диаметром 22x2,5 мм и четыре
опорные площадки из стального листа толщиной около 3 мм.
Наш снегоход оснащен легким грузовым кузовом. Он поможет вам быстро
убрать и отвезти снег, привезти хворост или дрова. Сделан кузов из
фанерных заготовок толщиной 8... 10 мм, соединенных дюралюминиевыми
уголками и винтами М5 с гайками и шайбами. Габариты — 350x1200x1600 мм. К
раме кузов крепится с помощью стоек из стандартных труб сечением 22x22
мм, закрепленных сваркой.
Топливный бак — пластиковая канистра емкостью 2—3 литра. Крепится она
на передней стенке кузова. Не забудьте про отстойник с топливным
краником. Он может быть стандартным—от мопеда или мотоцикла.
К-карбюратору канистра подсоединяется пластиковым или резиновым шлангом.
Рама снегохода окрашивается алкидными или нитроэмалями с
предварительной грунтовкой в два-три слоя нитрогрунтом. Деревянные узлы
(кузов и лыжа) пропитываются в два-три слоя горячей олифой и также
окрашиваются эмалью.
Наш снегоход готов к работе. Заметим, грузоподъемность его немалая — до 300 кг! Считайте, вы обрели хорошего помощника. |