На
изготовление снегохода подвигла старенькая бензиномоторная пила
«Урал», которая уже давно лежала без дела в гараже по причине полного
износа шины и цепи.
Однако сам двигатель был в порядке—его я
отремонтировал еще до «закладки» на хранение. В исправности находился и
редуктор. Вот оба этих механизма и решил использовать в снегоходе. В
мыслях созрела и конструкция, а точнее—компоновка силового агрегата, и
схема трансмиссии. По возможности подбирал и запасал другие детали и
узлы: так, лыжи решил приспособить от детского снегоката, гусеницу—от
старого снегохода «Буран».
Опираясь на размеры основных узлов и агрегатов, начал
проектировать задуманную зимнюю машину. Хотя слово
«проектировать»—это, наверное, в данном случае слишком громко сказано.
Скорее это был процесс прикидки взаимного расположения механизмов, так
как никаких чертежей и эскизов не выполнял. Те же, что приведены в
материале, сделал уже по готовой конструкции, чтобы представить
снегоход читателям журнала, так как фотографии общего вида не дают
полного представления о машине.
Рассказ о конструкции снегохода начну с рамы. Ее основу,
как, впрочем, и гусеничного блока, составляют два сварных лонжерона.
Средняя часть каждого из них выполнена из стального уголка 50x36 мм, а
передняя и задняя части — из стальных пластин толщиной 2 мм с отогнутыми
на 90° краями (для жесткости). В каждой из этих пластин выполнены
сквозные пазы-отверстия: в передней — под приводной вал гусеницы, а в
задней—под ось направляющих (и одновременно натяжных) зубчатых колес
гусеницы. При этом натяжные устройства смонтированы на обоих концах
лонжеронов. Переднее устройство служит для натяжения 2-й ступени цепной
передачи и при этом обеспечивает еще и регулировку натяжения гусеницы в
более широких пределах, чем если бы только один задний.
Снизу к лонжеронам приварены через равные промежутки
кронштейны — в их открытые с нижней стороны пазы вставляются оси
опорных катков. Сами катки располагаются на пяти осях (по три или четыре
штуки), причем по краям—на каждой, а по середине—в шахматном порядке.
Раз уж речь зашла об опорных катках, то здесь же отмечу,
что всего их 18 штук и позаимствованы они от списанного картофельного
сортировочного агрегата. Выполнены катки из капрона и еще «обуты» в
резиновые шины.
Оси катков тоже взяты от сельскохозяйственного
агрегата—только от другого— картофелекопалки. Концы осей пришлось
отпустить, для того, чтобы их можно было проточить и нарезать здесь
резьбу М10. Между катками на осях надеты дистанционные втулки из
дюралюминиевой трубы подходящего диаметра. Сами оси в кронштейнах
закрепляются с каждой стороны гайкой и контргайкой. К этому можно
добавить, что каждая ось дополнительно служит поперечиной рамы,
удерживая лонжероны на определенном расстоянии друг от друга — ведь
других фиксирующих элементов в средней и задней частях лонжеронов нет.
К каждому лонжерону приварены по три стойки из стального
уголка 30x30 мм, соединенные такими же поперечинами. Две стойки и
поперечина между ними образуют небольшой портал. Между передним и
средним порталом с правой стороны сделана площадка из стального 2-мм
листа — на ней впоследствии монтируются редуктор бензопилы и
промежуточный вал цепной передачи. Между средним и задним порталом
устроен довольно большой ящик, крышка которого служит сиденьем, но о них
расскажу позже.
Передние концы лонжеронов приварены к поперечной балке
(траверсе) переднего моста (правда, мост один, поскольку заднего
попросту нет). Балка выполнена из стальной водопроводной трубы наружным
диаметром 32 мм. К ее концам приварены втулки рулевых лыж, а
посередине—стойка, служащая моторным подрамником. И втулка, и стойки
сделаны из такой же трубы, что и сама балка. Места соединений втулок и
стойки с балкой усилены приваренными косынками из стального 2-мм листа.
Как уже стало понятно из сказанного выше, движитель
снегохода—гусеничный. Гусеница, как было отмечено ранее, использована от
старенького «Бурана», но укорочена на полметра и сшита отрезком
транспортерной ленты.
Зубчатые колеса гусеницы, как приводные, так и натяжные, изготовлены
из капронового листа толщиной 15 мм. Выкроены они по «образцу и
подобию» зубчатых колес от снегохода «Буран», одно из которых и было
использовано в качестве шаблона.
Приводной вал гусеницы—трубчатый (наружный его диаметр 28
мм). На него надеты и приварены круглые фланцы с отверстиями — к ним и
крепятся гусеничные приводные зубчатые колеса. По концам вала, в
выходные отверстия трубы впрессованы и прихвачены сваркой полнотелые
наконечники-цапфы, проточенные под подшипники 80204. При этом правый
наконечник немного длиннее левого. На удлинении выполнена шпоночная
канавка для посадки здесь ведомой звездочки 2-й ступени цепной передачи
(она же — приводная звездочка ведущего вала гусеницы). Закрепляется
звездочка гайкой М14—для этого на самом конце наконечника проточена
торцевая бобышка, на которой выполнена соответствующая резьба.
Натяжной вал гусеницы точно такой же, как и приводной, только оба
его наконечника одинаковые (как левый приводного вала—без шпоночного
паза и резьбы). Однако валом я его называю только за сходство с
приводным, а по функции—это ось, поскольку через данный элемент не
передается никакого крутящего момента.
Силовой агрегат—бензиновый мотор от пилы «Урал» вместе со
своей рамой смонтирован на подмоторной стойке (на ней же вверху навешан
и бензобак), приваренной к поперечной балке. Редуктор бензопилы
развернут на 180° и закреплен на площадке, на которой установлен еще
«ходоуменьшитель» (так у нас в кругу местных самодельщиков называют
промежуточный вал) двухступенчатой цепной передачи, из которой,
собственно, и состоит вся трансмиссия. Ведомая звездочка 1-й ступени
передачи (большая промежуточного вала) имеет 38 зубьев, а ведущая
звездочка 2-й ступени (малая промежуточного вала)—10 зубьев. Цепи обеих
ступеней одинаковые—такие же, как у мотоциклов «Минск» или «Восход» — с
шагом 15,875 мм.
Рулевое управление состоит из опорно-ру- левых лыж, рычаги
которых соединены жесткими! ягами с сошкой рулевого вала, то есть как
на автомобиле. Сам же руль—мотоциклетного типа, двухрычажный. На нем
близ правой рукоятки смонтирован и рычажок управления газом — манетка.
Тормоза у снегохода нет—останавливается он быстро и сам—за счет трения в
трансмиссии и ходовой части.
Мощность мотора небольшая (5 л.е.), но тем не менее снегоход
развивает скорость до 30 км/ч по накатанному снегу, да еще буксирует за
собой лыжника или сани с грузом массой 70—80 кг.
При этом масса самого снегохода немногим больше 40
кг—поэтому его лучше назвать мотонартами — что будет точнее. Расход
топлива при этом не превышает 1 л на 6 км, хотя обычно его хватает на 8
км. Немало груза умещается в ящике под сиденьем: там обычно находятся
5-литровая канистра с запасом бензина (объем штатного бака—2 л),
комплект инструмента, топор и другое снаряжение.
При поездке в лес, на заготовку дров или лесоматериалов в
багажнике везу пильную шину и редуктор—сам бензиномотор снимаю со
снегохода и устанавливаю на пилу.
Стенки ящика под сиденьем изготовлены из досок-двадцаток, а
дно—из четырехслойной фанеры. Крышка ящика служит сиденьем. Она
изготовлена из 6-мм фанеры, на которую наложено несколько слоев
поролона, накрытых кожзаменителем. К стенкам ящика крышка крепится на
двух карточных петлях и фиксируется (запирается) оконным шпингалетом.
Крышка-сиденье откидывается назад, а задняя дуга при этом служит
ограничителем.
Двигатель неприхотлив и заводится довольно легко даже в
30-градусный мороз, а потому машина получилась по-настоящему зимняя.
Хотя ездить на ней в такую стужу рискованно: легко и обморозиться—ведь
мотонарты-то открытые.
А.СТАРЦЕВ |