Четверг, 21.11.2024, 15:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Самоделки | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Самоделки
Автомобильная електрика
Ремонт и покраска кузова
Тюнинг
Снегоход&Вездеходы
Мотоблок,трактор
Прицепы
Самодельные Автомобили

» Форма входа

» Статистика

Главная » Файлы » АвтоМото и другая техника » Снегоход&Вездеходы

Самодельные мотонарты
15.06.2011, 00:56

На изготовление снегохода подвиг­ла старенькая бензиномоторная пила «Урал», которая уже давно лежала без дела в гараже по причине полного износа шины и цепи.

 Однако сам двигатель был в порядке—его я отремонтировал еще до «закладки» на хра­нение. В исправности находился и редуктор. Вот оба этих механизма и решил использовать в снегоходе. В мыслях созрела и конструкция, а точнее—компоновка силового агрегата, и схема трансмиссии. По возможности подбирал и запасал другие детали и узлы: так, лыжи решил приспособить от детского снегоката, гусеницу—от старого снегохода «Буран».

 Самодельные мотонарты


Самодельные мотонарты

Самодельные мотонарты

Опираясь на размеры основных узлов и агрегатов, начал проектировать задуман­ную зимнюю машину. Хотя слово «проек­тировать»—это, наверное, в данном случае слишком громко сказано. Скорее это был процесс прикидки взаимного расположения ме­ханизмов, так как никаких чертежей и эскизов не выполнял. Те же, что приведены в материа­ле, сделал уже по готовой конструкции, чтобы представить снегоход читателям журнала, так как фотографии общего вида не дают полного представления о машине.

Рассказ о конструкции снегохода начну с рамы. Ее основу, как, впрочем, и гусеничного блока, составляют два сварных лонжерона. Средняя часть каждого из них выполнена из стального уголка 50x36 мм, а передняя и задняя части — из стальных пластин толщиной 2 мм с отогнутыми на 90° краями (для жест­кости). В каждой из этих пластин выполнены сквозные пазы-отверстия: в передней — под приводной вал гусеницы, а в задней—под ось направляющих (и одновременно натяжных) зубчатых колес гусеницы. При этом натяжные устройства смонтированы на обоих концах лонжеронов. Переднее устройство служит для натяжения 2-й ступени цепной передачи и при этом обеспечивает еще и регулировку натяже­ния гусеницы в более широких пределах, чем если бы только один задний.

Снизу к лонжеронам приварены через равные промежутки кронштейны — в их откры­тые с нижней стороны пазы вставляются оси опорных катков. Сами катки располагаются на пяти осях (по три или четыре штуки), причем по краям—на каждой, а по середине—в шах­матном порядке.

Раз уж речь зашла об опорных катках, то здесь же отмечу, что всего их 18 штук и поза­имствованы они от списанного картофельного сортировочного агрегата. Выполнены катки из капрона и еще «обуты» в резиновые шины.

Оси катков тоже взяты от сельскохо­зяйственного агрегата—только от друго­го— картофелекопалки. Концы осей пришлось отпустить, для того, чтобы их можно было проточить и нарезать здесь резьбу М10. Между катками на осях надеты дистанционные втул­ки из дюралюминиевой трубы подходящего диаметра. Сами оси в кронштейнах закрепля­ются с каждой стороны гайкой и контргайкой. К этому можно добавить, что каждая ось дополнительно служит поперечиной рамы, удерживая лонжероны на определенном расстоянии друг от друга — ведь других фикси­рующих элементов в средней и задней частях лонжеронов нет.

К каждому лонжерону приварены по три стойки из стального уголка 30x30 мм, соеди­ненные такими же поперечинами. Две стойки и поперечина между ними образуют небольшой портал. Между передним и средним порталом с правой стороны сделана площадка из стального 2-мм листа — на ней впоследствии мон­тируются редуктор бензопилы и промежуточ­ный вал цепной передачи. Между средним и задним порталом устроен довольно большой ящик, крышка которого служит сиденьем, но о них расскажу позже.

Передние концы лонжеронов приварены к поперечной балке (траверсе) переднего моста (правда, мост один, поскольку заднего попросту нет). Балка выполнена из стальной водопроводной трубы наружным диаметром 32 мм. К ее концам приварены втулки руле­вых лыж, а посередине—стойка, служащая моторным подрамником. И втулка, и стойки сделаны из такой же трубы, что и сама балка. Места соединений втулок и стойки с балкой усилены приваренными косынками из сталь­ного 2-мм листа.

Как уже стало понятно из сказанного выше, движитель снегохода—гусеничный. Гусеница, как было отмечено ранее, использована от ста­ренького «Бурана», но укорочена на полметра и сшита отрезком транспортерной ленты.

Самодельные мотонарты

Самодельные мотонарты

Самодельные мотонарты

Самодельные мотонарты

Зубчатые колеса гусеницы, как приводные, так и натяжные, изготовлены из капронового листа толщиной 15 мм. Выкроены они по «об­разцу и подобию» зубчатых колес от снегохода «Буран», одно из которых и было использовано в качестве шаблона.

Приводной вал гусеницы—трубчатый (на­ружный его диаметр 28 мм). На него надеты и приварены круглые фланцы с отверстиями — к ним и крепятся гусеничные приводные зуб­чатые колеса. По концам вала, в выходные отверстия трубы впрессованы и прихвачены сваркой полнотелые наконечники-цапфы, проточенные под подшипники 80204. При этом правый наконечник немного длиннее левого. На удлинении выполнена шпоночная канавка для посадки здесь ведомой звездочки 2-й ступени цепной передачи (она же — приводная звездочка ведущего вала гусеницы). Закреп­ляется звездочка гайкой М14—для этого на самом конце наконечника проточена торцевая бобышка, на которой выполнена соответству­ющая резьба.

Самодельные мотонарты

Самодельные мотонарты

Натяжной вал гусеницы точно такой же, как и приводной, только оба его наконечника одинаковые (как левый приводного вала—без шпоночного паза и резьбы). Однако валом я его называю только за сходство с приводным, а по функции—это ось, поскольку через данный элемент не передается никакого крутящего момента.

Самодельные мотонарты

Самодельные мотонарты

Самодельные мотонарты

Силовой агрегат—бензиновый мотор от пилы «Урал» вместе со своей рамой смонтиро­ван на подмоторной стойке (на ней же вверху навешан и бензобак), приваренной к попереч­ной балке. Редуктор бензопилы развернут на 180° и закреплен на площадке, на которой установлен еще «ходоуменьшитель» (так у нас в кругу местных самодельщиков называют про­межуточный вал) двухступенчатой цепной пе­редачи, из которой, собственно, и состоит вся трансмиссия. Ведомая звездочка 1-й ступени передачи (большая промежуточного вала) име­ет 38 зубьев, а ведущая звездочка 2-й ступени (малая промежуточного вала)—10 зубьев. Цепи обеих ступеней одинаковые—такие же, как у мотоциклов «Минск» или «Восход» — с шагом 15,875 мм.

Рулевое управление состоит из опорно-ру- левых лыж, рычаги которых соединены жестки­ми! ягами с сошкой рулевого вала, то есть как на автомобиле. Сам же руль—мотоциклетного типа, двухрычажный. На нем близ правой рукоятки смонтирован и рычажок управле­ния газом — манетка. Тормоза у снегохода нет—останавливается он быстро и сам—за счет трения в трансмиссии и ходовой части.

Самодельные мотонарты

Самодельные мотонарты

Самодельные мотонарты

Мощность мотора небольшая (5 л.е.), но тем не менее снегоход развивает скорость до 30 км/ч по накатанному снегу, да еще буксирует за собой лыжника или сани с грузом массой 70—80 кг.

При этом масса самого снегохода немногим больше 40 кг—поэтому его лучше назвать мотонартами — что будет точнее. Расход топлива при этом не превышает 1 л на 6 км, хотя обычно его хватает на 8 км. Немало груза умещается в ящике под сиденьем: там обычно находятся 5-литровая канистра с запасом бензина (объем штатного бака—2 л), комплект инструмента, топор и другое снаряжение.

При поездке в лес, на заготовку дров или лесоматериалов в багажнике везу пильную шину и редуктор—сам бензиномотор снимаю со снегохода и устанавливаю на пилу.

Стенки ящика под сиденьем изготовлены из досок-двадцаток, а дно—из четырехслойной фанеры. Крышка ящика служит сиденьем. Она изготовлена из 6-мм фанеры, на которую на­ложено несколько слоев поролона, накрытых кожзаменителем. К стенкам ящика крышка крепится на двух карточных петлях и фикси­руется (запирается) оконным шпингалетом. Крышка-сиденье откидывается назад, а задняя дуга при этом служит ограничителем.

Двигатель неприхотлив и заводится доволь­но легко даже в 30-градусный мороз, а потому машина получилась по-настоящему зимняя. Хотя ездить на ней в такую стужу рискованно: легко и обморозиться—ведь мотонарты-то открытые.

 

А.СТАРЦЕВ

Категория: Снегоход&Вездеходы | Добавил: asyl
Просмотров: 15339 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Поиск


Copyright MyCorp © 2024