Универсальное мототранспортное средство, предназначено для передвижения по любым дорогам и лесным тропам.
К тому же оно может буксировать за собой прицеп массой до 250 кг.
В зимнее время ее несложно переоборудовать, заменив задние колеса на
пневматики и установив спереди рулевую лыжу; машина таким образом
превращается в снегоход, причем на трансформацию требуется менее часа.
Использование при изготовлении вездехода доступных материалов, простота
конструкции вполне могут обеспечить повторяемость машины даже в условиях
домашней мастерской.
Рама МТС изготовлена из труб круглого сечения, квадратных профилей и
уголков. Ее особенностью являются разъемные соединения, позволяющие
снимать узел рулевой колонки при установке двигателя, а также балку
переднего моста. Каждый из разъемов состоит из обычной «водопроводной»
муфты, сгона и контргайки.
Для натяжения цепи, связывающей двигатель с редуктором, моторная рама
(часть рамы мотоцикла «Минск») передвигается; ось задних колес с
подшипниками также имеет возможность перемещаться в продольном
направлении, что позволяет регулировать натяжение второй цепи,
соединяющей редуктор с задней осью. Передние и задние крылья съемные (в
варианте снегохода они отсутствуют). Стыковка элементов рамы
производилась электросваркой.
Двигатель мототранспортного средства — от мотоцикла «Минск», замечаний к
его работе у меня нет. Возможна, конечно, установка более мощных
двигателей — от мотоцикла «Восход» или мотороллера «Тула»; необходимо
только скорректировать под них размеры рамы. Выбор же «минского»
двигателя был обусловлен его экономичностью и малой массой. Мощность его
оказалась вполне достаточной для поездок на снегоходе с пассажиром,
возможна также буксировка лыжника или саней. Пусковые свойства мотора и
летом и зимой вполне удовлетворительные.
Путевое управление летнего варианта мототранспортного средства
обеспечивается поворотом передних колес с помощью двух тяг; для зимнего
варианта предусмотрен рычаг и тяга, соединяющая его с вилкой лыжи.
Последняя позаимствована от мопеда. Передний мост — от мотоколяски СЗД,
правда, несколько уменьшенный: из его балок вырезаны участки и
центральные части (с болтом крепления торсиона) сварены с периферийными
(с втулками рычагов подвески). В зимнем варианте рычаги, поворотные
кулаки, тяги и торсионы демонтируются.
Руль — от мотороллера «Турист», он отлично стыкуется с рулевым валом
болтом М10. Органы управления стандартные, мотоциклетные. Рычаг тормоза
связан тросом с тормозными колодками, установленными на редукторе.
Редуктор. Его основой стала ступица заднего колеса мотороллера
«Тула-200», к которой со стороны тормозного барабана приварена
звездочка. Привод задней оси осуществляется цепью с шагом 19 мм.
Трансмиссионный тормоз позволяет существенно упростить конструкцию
задней оси. Звездочка на оси фиксируется болтом М14, аналогично крепятся
ступицы ходовых колес, как это показано на чертежах. В качестве основы
редуктора можно использовать не только ступицу колеса «Туриста», но и
других мотосредств.
Ось ведущих колес — это пруток диаметром 30 мм; концы его проточены до
Ø25 мм, на эти места надеты точеные ступицы. Колеса используются от
мотоколяски размером 5,00X10,0. Зимние колеса обычной для пневмоходов на
шинах низкого давления конструкции: с фанерными дисками, алюминиевыми
ложементами и креплением камеры ремнями. Подшипники оси двухрядные, они
имеют конусные вставки с гайками, которые хорошо фиксируют ось и не
требуют высокой точности обработки.
Дополнительное оборудование. К нему можно отнести передний и задний
багажники, фары, световые сигналы поворота и стоп-сигналы; места их
крепления показаны на рисунках.
Конструкция вездехода проста, сделать его можно буквально за несколько
дней в достаточно примитивной мастерской — разумеется, если в наличии
есть все комплектующие узлы. А возможности использования такой машины —
самые широкие: в качестве лебедки при вспашке огорода, для привода
дисковой пилы, как простейший садовый трактор (отличная проходимость по
пашне, поэтому возможна культивация, окучивание и т. п.). К тому же
можно повысить проходимость, установив спаренные задние колеса. Можно
также смонтировать реверс-редуктор от мотоколяски СЗА, в котором
дифференциал заменен валом, и тогда вездеход получит заднюю передачу.
Износ резины из-за отсутствия дифференциала не наблюдается, и на
управляемости это не сказывается.
Рис. 1. Универсальное четерыхколесное мототранспортное средство. Внизу —
зимний трехопорный вариант с двумя пневматиками низкого давления и
передней управляемой лыжей.
Рис. 2 Рама: 1 — рулевой вал, 2 — рулевая колонка, 3 — топливный бак (от
мотоцикла «Минск»), 4 — верхняя балка рамы (труба Ø22 мм), 5 — разъем
(водопроводная муфта с контргайкой), 6 — стойка (труба Ø22 мм), 7 —
подседельная дуга (труба Ø22 мм), 8 — подушка сиденья (от мотоцикла
«Минск»), 9 — задняя стойка (труба Ø22 мм), 10 — буксирное устройство,
11 — звездочка задней оси (z=34), 12 — малая промежуточная звездочка
(z=14), 13 — большая промежуточная звездочка (z=38), 14 — моторама
(часть рамы мотоцикла «Минск»), 15 — подножка, 16 — узлы крепления
переднего моста, 17 — рулевой рычаг, 18 — опорная площадка крепления
заднего моста, 19 — разъем (водопроводная муфта с контргайкой), 20 —
подшипниковый корпус задней оси. На плановой проекции моторама условно
не показана.
Рис. 3. Опорная площадка крепления заднего моста: 1 — трос тормозного
устройства, 2 — трансмиссионное тормозное устройство с блоком
промежуточных звездочек, 3 — большая промежуточная звездочка (z=38), 4 —
звездочка задней оси (z=34), 5 — задняя поперечина рамы (прямоугольная
труба 20X40 мм), 6 — опора подшипникового корпуса задней оси (уголок
40X40 мм), 7 — полупоперечина (квадратная труба 25X25 мм), 8 — малая
промежуточная звездочка (z= = 14), 9 — лонжерон рамы (труба Ø42 мм).
Рис. 4. Задний мост: 1,5 — стопорные болты М 14 с гайками, 2 — ступица, 3
— звездочка (z=34), 4 — втулка звездочки заднего моста, 6 — вал заднего
моста (пруток Ø30 мм), 7 — заклепка.
Рис. 6. Конструкция колесных ступиц: 1 — ступица, 2 — заклепка, 3 — болт
М10 с гайкой и шайбой, 4 — ступица заднего моста, 6,8 — колесные диски
(фанера толщиной 8 мм), 7 — ложемент.
Рис. 7. Передняя вилка: 1 — втулка под ось передней лыжи, 2 — перо вилки, 3 — рулевой рычаг, 4 — мостик вилки.
Рис. 8. Передняя лыжа: 1 — скоба. 2 — лонжерон (уголок 20X20 мм), 3 —
подошва (дюралюминиевый лист толщиной 4 мм), 4 — кронштейн
(дюралюминиевый лист толщиной 5 мм). 5 — заклепки.
Автор: К. ДАВЫДОВ, Оренбургская обл., хутор Степановский
Источник: "Моделист-Конструктор"