Давно замечено, что серийные гусеничные снегоходы даже современные , очень плохо приспособлены для езды по
глубокому рыхлому снегу. Зачастую при движении в таких условиях
особенно при наклонах или поворотах хвостовая часть машины
проваливается. При попытке выбраться из сугроба при помощи крутящего
момента двигателя, приводит обычно к пробуксовке траков и их закапыванию
еще глубже в снег. А это почти всегда требует вмешательства посторонней
помощи. Это обусловлено не маленьким собственным весом машины. По этой
причине после снегопадов и метелей в лес в одиночку лучше не соваться.
По этому при строительстве этого снегохода учитывались такие, экстремальные, условия эксплуатации.
Корпус
снегохода выполнен из дерева. По форме он напоминает лодку. Четыре
продольные стенки составляют основу корпуса. Они изготовлены из
древесины хвойных пород. Стенки выполнены доской толщиной 45 мм. Их
ширина больше чем вдвое превышала толщину. крепятся брусья
гвоздями-двухсотками по краям, прибивая каждый последующий брус к
предыдущему. Гвозди слегка смещены вдоль (вперед или назад), для того
чтобы верхний гвоздь не попал вдруг в шляпку нижнего. Торцы балок от
торцевал по заранее намеченным кривым. Крутизна кривой впереди
несколько меньше, чем сзади.
Все четыре стенки соединены по концам бамперами
изготовленными из доски толщиной 50 мм, в середине сверху установлена
перемычка, из «двадцатки», по ширине корпуса. Однако это не все. Во
некоторых местах стенки связаны досками обшивки по две внешние с
внутренними и между собой внутренние. Кроме этого, к стенкам с
внутренней стороны крепятся бруски (как их называют строители
«черепные»), к ним также прибиваются доски толщиной 16 мм служащие
обшивкой коробов прохождения гусениц (между крайними и средними
стенками), а также днища (между средними). Все это в достаточной степени
обеспечивает жесткость корпуса без необходимости установки подкосов и
стяжек. В случае необходимости эти элементы крепления возможно
монтировать в местах отсутствия каких движущихся механизмов. Уделяют
внимание на элементы (стенки, перегородки), прикрывающие приводные
звездочки гусениц, они служат для предотвращения проникновения снега в
короба.
Вертикальные
стенки коробов имеют закругления, а нижние края скошены для облегчения
захода гусеницы при встрече с препятствием во время движения. Нижняя
часть короба дополнительно обшита 5-мм полиэтиленом. Листы к днищу
пришиты шурупами впотай.
Передняя часть корпуса имеет углубления для ног пассажира и
водителя. Над углублением сверху смонтирована дуга из стального уголка
25x25 мм. Для крепления, концы уголока распрямлены в полосу. К дуге при
помощи болтов , а к бамперу на гвоздях закреплен обтекатель из фанеры.
Оборудование снегохода состоит из двух седений по сторонам, для
водителя и пассажира, а также руля от мотороллера со штатными органами
управления и фары.
Гусеничный
движитель машины имеет простую конструкцию. В нем отсутствуют опорные
катки ленивцев и всего другого, не предусмотрена обычная в подобной
конструкции даже ведомая звездочка.
Изготовить гусеницу не сложно. Траки представляют собой
березовые бруски 40x40 мм. Для увеличения срока эксплуатации они оклеены
тканью на эпоксидной смоле. На нижней опорной поверхности траков
крепятся отрезки клинового ремня (можно и транспортерной ленты)
которые являются опорами. В гусеницу траки собраны при помощи двух
длинных узких ремней сечением 35x8 мм, отрезанных от транспортерной
ленты. Ремни расположены в соответствующих пазах траков. Распределение
траков по длине ремней равномерное, с интервалом 216 мм соответствующее
двум шагам зубьев приводной звездочки. Траки крепятся гвоздями.
Для
предотвращения трения гусеницы о закругление переднего короба, в
процессе эксплуатации пришлось прибить гвоздями в потай капроновые
накладки имеющие форму сегментов. Готовая гусеница имеет 21 трак.
Готовую, но пока разомкнутую гусеницу одевают на короб, в
месте стыка концы ремней срезаются на длинный ус и скрепляются гвоздями,
забиваемыми насквозь скобкой. Механизм натяжения отсутствует, за время
эксплуатации он так и не понадобился. Гусеницу в движение приводит
ведущая звездочка. Звездочка имеет 7 зубьев. Шаг траков установлен
такой, что они работают через один зуб, это значит, что через каждый
оборот звездочки в зацепление вступают то одни зубья, то соседние.
Такой вариант исполнения звездочки увеличивает ее ресурс, и дает
возможность увеличить количество траков на гусенице вдвое.
Силовой агрегат применен от мотороллера «Вятка- Электрон».
Он снабжен принудительной системой воздушного охлаждения. Расположен
силовой агрегат в центральном отсеке корпуса за передней обшивкой между
сиденьями. Для удобства эксплуатации удлинен был рычаг кикстартера, а в
остальном силовой агрегат остался без изменений.
Трансмиссия снегохода имеет оригинальную конструкцию. Кроме
передачи крутящего момента на движители она еще одновременно
предназначена для поворота машины во время движения.
Крутящий
момент с выходного вала силового агрегата через цепную передачу с
передаточным числом 0,8 передается на первичный вал вариатора с
раздвижными шкивами, а затем на жесткие (нераздвижные) шкивы вторичного
вала при помощи клиновых ремней. На вторичном валу по разные стороны от
шкивов также закреплены две ведущие звездочки цепной передачи
(понижающей) второй ступени до промежуточного вала (передаточное число -
3,125). Также понижающая цепная передача третьей ступени
(передаточное число – 1,5) передает крутящий момент на приводной вал с
ведущей звездочкой. В результате передаточное отношение всех передач
трансмиссии составляет 3,75. При подборе звездочек для цепных передач
главное общее передаточное отношение трансмиссии. Опытным путем
установлено, что данное передаточное число трансмиссии оптимально для
подобного снегохода.
Сверху все узлы трансмиссии кроме приводных звездочек гусениц, закрыты щитами настила из досок, что и вся обшивка.
Рулевое управление снегохода имеет оригинальную
конструкцию. Оно содержит в себе элементы управления мотоциклом (руль)
автомобилем (рулевые тяги и рычаги) и трактором (замедление и ускорение
движения гусениц на противоположных бортах). Не смотря на это
управление имеет простую конструкцию. Бортовое изменение скорости
движения гусениц осуществляется вариатором с двумя клиновыми ремнями.
Во время поворота руля через тяги и механизмы натяжения производится
изменение натяжения ремней, в результате один ремень заглубляется в
подвижный шкив, а другой — поднимается по соседнему шкиву на больший
диаметр. При этом число оборотов на одном жестком шкиве увеличивается а
на другом уменьшается и это передается дальше по трансмиссии на
гусеницы — и снегоход поворачивает.
Во время движения по прямой машина не рыскает.
Снегоход подобно конструкции не зарывается в рыхлом
глубоком снегу и хорошо показал себя при движении по мягкому и рыхлому
снегу. |