Снегокат открытый, одноместный, с
передними рулевыми лыжами и задними ведущими колесами. Двигатель и
большая часть электрооборудования располагаются перед креслом водителя.
За креслом следует довольно емкий багажник. Такую компоновку считаю
выгодной. Во-первых, равномерно нагружаются мосты, а во-вторых, при езде
теплый воздух из-под капота обогревает водителя.
У снегоката нет дифференциала. Это
упрощает конструкцию, улучшает проходимость по снегу. Скорость по
накатанному насту — до 50 км/ч. Машина способна тянуть за собой нарты с
грузом до 200 кг.
Теперь остановлюсь на наиболее важных узлах и агрегатах.
Самый крупный неразъемный узел конструкции — рама. Она изготовлена по
частям, которые здесь названы как рама снегоката, моторная рама и каркас
кресла водителя. В такой последовательности и приведу их описание.
РАМА снегоката собрана из водопроводных
труб. К ней приварен каркас капота из стальных уголков. Для удобства
монтажа и демонтажа двигателя каркас может быть и съемным (у меня он
именно такой). Сам капот двигателя, внешне похожий на "бурановский",
выгнут из алюминиевого листа, и крепится к каркасу в четырех местах
винтами.
МОТОРНАЯ РАМА также изготовлена из водопроводных труб.
Размеры, приведенные на рисунке и характеризующие взаимное расположение
ушек, следует рассматривать как ориентировочные, поскольку неизбежна их
корректировка в соответствии с размерами ответных узлов крепления
конкретного двигателя.
К раме снегоката моторама присоединена электросваркой с усилением швов вертикальными косынками (на рисунках не показаны).
КАРКАС КРЕСЛА ВОДИТЕЛЯ несет аж тройную службу: спереди
к нему прикреплен корпус верхнего подшипника рулевого вала, сверху —
сиденье со спинкой, а снизу — промежуточный редуктор цепной передачи.
Корпус подшипника приварен к продольной вставке каркаса; сиденье и
спинка (основа у них деревянная) прикручены шурупами к соответствующим
петлям на дуге; редуктор болтами притянут к четырем вертикальным
кронштейнам-уголкам.
ДВИГАТЕЛЬ — мотоциклетный (от «Иж-Юпитер-5») с
принудительным воздушным охлаждением. Вентилятор—самодельный, размещен
на двигателе справа и приводится в действие резиновым пассиком от шкива
на якоре генератора. Для установки этого шкива была просверлена съемная
крышка генератора, а болт крепления якоря к маховику заменен более
длинным.
Претерпела небольшие изменения и система запуска двигателя: кик-
стартер при помощи паяльной лампы был согнут, чтобы при пуске имелся
полный оборот коленвала.
Электрооборудование снегоката — мотоциклетное, с аккумулятором.
Рассчитано на напряжение 12 В. Выпрямительный блок позаимствован у
автомобильного генератора. Автомобильное же и реле-регулятор Р362Б.
ТРАНСМИССИЯ снегоката — цепная
двухступенчатая. Цепь первой ступени (мотоциклетная) работает между
двигателем и промежуточным редуктором, а цепь второй ступени — между
редуктором и задним мостом.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ РЕДУКТОР. как уже было сказано, находится
под сиденьем водителя и представляет собой несложную конструкцию,
состоящую из вала и блока мотоциклетных звездочек. Большая звездочка
(z=42) взята от заднего колеса мотоцикла. У нее отрезана «родная»
ступица и приварена новая, в которую справа посажен закрытый подшипник
203, а слева — ступица с маленькой звездочкой (7=16) и подшипником 202.
Вал промежуточного редуктора находится в прорезях опор и перемещается в
них с помощью двух натяжителей.
Точное положение блока на валу относительно выходной
звездочки двигателя задается распорными втулками. Если это положение
надо изменить, то одну из втулок необходимо укоротить, а к другой
добавить одну-две шайбы.
Цепь второй ступени передачи приводится в рабочее состояние с помощью
другого натяжителя, расположенного перед задним мостом. Натяжитель
представляет собой звездочку (z=42) на ступице с двумя подшипниками 203,
которая вращается на оси с распорными втулками. Ось же находится в
прорезях кронштейнов, приваренных к раме.
Общий вид и компоновка снегоката: 1 — рамка ветрового
стекла; 2 — реле-регулятор; 3 — двигатель (от мотоцикла «Иж-Ю-5»); 4 —
капот; 5 — глушитель; 6 — аккумулятор; 7 — опора передняя; 8 — тяга
рулевая поперечная; 9 — вал рулевой; 10 — рама; 11 — цепь первой ступени
передачи; 12 — кронштейн промежуточного редуктора; 13 — цепь второй
ступени передачи; 14 — натяжитель цепи; 15 — колесо; 16 — звездочка
заднего моста; 17 — багажник; 18 — кожух цепи; 19 — руль; 20 — бак
топливный; 21 — бампер; 22 — подножка; 23 — сиденье водителя; 24 —
устройство прицепное; 25 — патрубок глушителя выхлопной; 26 — решетки
вентиляционные; 27 — фара; 28 — ручка капота; 29 — катафот; 30 — качалка
управления; 31 — щиток приборный; 32 — сошка руля; 33 — барабан
тормозной; 34 — кожух вентилятора.
Рама снегоката (рамка ветрового стекла условно не
показана):
1 - -опора топливного бака и приборного щитка (уголок 20x20); 2 дуга
капота (труба 26x2,5); 3 - ушко крепления капота (полоса 30x3, 2 шт.); 4
- - каркас капота (уголок 20x20); 5 — бампер (труба 32x2,8); 6 —
поперечина передняя (труба 32x2,8); 7 — ось качалки управления (винт
М8); 8 — косынка (лист s6, 2 шт.); 9 — втулка крепления переднего моста
(сталь 20, 2 шт.); 10 — лонжерон верхний (труба 32x2,8, 2 шт.); 11
—лонжерон нижний (труба 32x2,8, 2 шт.); 12 — перемычка (труба 26x2,5, 20
шт., расположение произвольное); 13— моторама; 14, 20 — опоры пола
(труба 32x2,8); 15 — корпус нижнего подшипника рулевого вала (сталь 20);
16 — ограничители пола (труба 32x2,8, 2 шт.); 17,19 — поперечины
средняя и задняя (труба 32x2,8); 18 — вставка продольная (труба 32x2,8);
21 —кронштейн натяжителя цепи (лист s6, 2 шт.); 22 — планки крепления
заднего моста (полоса 25x6, 4 шт.); 23 — опора багажника (труба 26x2,5,
полоса 30x3, 2 шт.); 24 — каркас кресла водителя; 25 — отверстия для
крепления рамки ветрового стекла (4 шт.).
Каркас кресла водителя:
1 —корпус верхнего подшипника рулевого вала (сталь 20); 2,5 —
кронштейны крепления промежуточного редуктора (уголок 20x20, по 2 шт.); 3
— дуга (труба 26x2,5); 4 — петля крепления багажника (полоса 30x3, 4
шт.); 6 — втулка подшипника (резина); 7, 9 — поперечины (труба 26x2,5);
8—вставка (труба 26x2,5); 10 — петля крепления сиденья (полоса 30x3, 4
шт.); 11 — петля крепления спинки (полоса 30x3,
2 шт.); 12 — опора (труба 26x2,5, 4 шт.); 13 — кронштейн верхнего
подшипника (труба 26x2,5).
Промежуточный редуктор (вид сверху):
1 — гайки М8 (4 шт.); 2 — ухо натяжителя неподвижное (сталь 20, 2 шт.);
3,21 — уши натяжителя подвижные (сталь 20); 4 — болт М8 натяжителя (2
шт.); 5 — гайки Ml4; 6 — втулка распорная короткая (труба 20x15,2, L19);
7 — подшипник 202; 8 — корпус подшипника 202 (сталь 20); 9 — звездочка
малая (z= 16); 10 — ступица малой звездочки (сталь 20); 11 — ступица
большой звездочки (сталь 20); 12 — звездочка большая (z=42); 13 —
подшипник 203; 14 — втулка распорная длинная (труба 23x17,2, L79); 15 —
ось (сталь 20); 16 — рама снегохода; 17 — кронштейн крепления редуктора;
18 — каркас кресла; 19 — болт М8 (8 шт.); 20 — опора редуктора (сталь
20, 2 шт.).
Моторная рама:
1 —державки (труба 32x2,8); 2, 5 — ушки крепления двигателя; 3 — перекладины (труба 32x2,8); 4 — траверса (труба 32x2,8).
ЗАДНИЙ МОСТ выполнен со сплошным ведущим валом. Это
упростило конструкцию, улучшило проходимость и мало сказалось на
маневренности снегоката — даже с цепкими бандажами поворот
осуществляется нормально. Вал вращается в двух подшипниках 207. Их
корпуса, имеющие сальники из кожи, приварены к щекам — пластинам из
листовой стали толщиной 6 мм, в которых имеются отверстия для крепления к
раме снегоката.
К правому корпусу четырьмя винтами Мб привинчен диск с
тормозными колодками. Диск вырезан из кожуха ведомой звездочки мотоцикла
«Иж». Тормозной барабан также мотоциклетный, только проточен в токарном
станке снаружи (до диаметра 240 и ширины 50 мм) и изнутри (под другую
ступицу).
Звездочка привода задних колес (z=60) изготовлена в токарном станке из
круга диаметром 350 и толщиной 10 мм.
Для этого круг был обточен с обеих сторон до толщины 6
мм и помечен рисками, соответствующими диаметрам делительной окружности и
окружности выступов. (Расчет здесь не приводится, поскольку выполнен по
известным формулам.) С учетом шага цепи были накернены центры и
просверлены 60 отверстий. Сверло соответствовало диаметру ролика цепи.
Полученные зубья доработаны ножовочным полотном и напильником.
Звездочка прикреплена к своей ступице восемью болтами М10х1. Ступица
на валу, как и тормозной барабан, посажена на шпонку. Кроме того, на вал
надеты еще три распорные втулки.
Спицы и ободы дисков колес сварены из стальных труб.
Конструкция дисков вполне понятна из рисунка, поэтому не стану
задерживаться на ней. Остановлюсь лишь на том, чего на рисунке нет. К
каждому ободу снаружи приварено по восемь болтов М8 для крепления
поперечных бандажей — отрезков транспортерной ленты толщиной 10
мм, притягивающих пневматики к ободам. Еще имеются продольные бандажи
из пожарного шланга. Продольные и поперечные бандажи соединены в точках
своего пересечения специальными болтами. Концы болтов с гайками обращены
наружу и служат грунто-или, что вернее, снегозацепами колес.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Рулевой вал — это вертикальная
стальная труба диаметром 32 мм, поворачивающаяся в двух подшипниках
скольжения с резиновыми втулками. На верхний конец вала надет руль от
мотороллера «Электрон» (с сектором «газа» от снегохода «Буран»), а к
нижнему приварена рулевая сошка, сделанная из шатуна велосипедной
педали. К сошке прикреплена продольная рулевая тяга, идущая к качалке на
раме снегоката. В свою очередь, качалка поводком соединена с поперечной
рулевой тягой переднего моста. Поводок и все тяги здесь — с
наконечниками, имеющими две степени свободы.
ПЕРЕДНИЙ МОСТ — легкосъемный, представляет собой трубу
диаметром 42 мм с приваренными в верхней части винтами для крепления к
раме снегоката. К торцам трубы приварены вертикальные гильзы, усиленные
бандажами — полосками листовой стали толщиной 3 мм.
В гильзы вставлены позаимствованные у велосипедов вместе с
подшипниками передние вилки. Сзади к ним приварены рулевые сошки (из
шатунов велосипедных педалей), а снизу — втулки шарниров с
присоединенными к ним самодельными звеньями и амортизаторами от
мотоцикла «Восход-2М».
ЛЫЖИ снегоката состоят из стальных рамок и капроновых
оснований, соединенных заклепками и трубками на носу (для прочности).
Основания получены из капроновой трубы с толщиной стенки 10 мм следующим
образом: сначала я вырезал из трубы обыкновенной пилой по дереву
заготовки. Чтобы выпрямить их, нагрел по всей длине паяльной лампой,
уложил между двух толстых досок и придавил грузом. Когда заготовки
остыли, я снова нагрел их носики, согнул как надо и остудил водой. Лыжи с
таким основанием имеют очень хорошее скольжение.
На рисунке видно, что лыжи имеют подрезы. Каждый из них состоит из
двух прутков диаметром 6 мм, привинченных к лыжам снизу.
ГЛУШИТЕЛЬ сварен из стального листа толщиной 1,5 мм. Внутрь его
вставлена сетчатая перегородка для уменьшения шума выхлопа.
ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ - ножной, с приводом на колеса.
Педаль (она под правой ногой водителя) позаимствована у мотороллера
«Электрон». От нее к тормозным колодкам заднего моста идет двухплечевая
тяга из прутка диаметром 7 мм.
Натяжитеть цепи (вид сзади):
1-- лонжероны рамы; 2 — кронштейн натяжителя; 3 — ухо подвижное (сталь
20, 2 шт.); 4 — болт М8 (2 шт.); 5 — ось (сталь 20); 6 —гайки M16 (4
шт.); 7 - втулка распорная длинная (труба 23x2,8. L246); 8 -- подшипники
203; 9 — ступица (сталь 20); 10 — звездочка (z=42); 11 — втулка
распорная короткая (труба 23x2,8, LI28).
Передний мост:
1 — гильза (сталь 20, 2 шт.); 2 — бандаж (полоса 60x3, L220, 2 шт.); 3 — балка (труба 42x5); 4 — винт крепления (2 шт.).
Схема рулевого управления:
1 — вилка правой опоры (вилка левой условно не показана); 2 — сошка
вилки; 3 — тяга рулевая поперечная; 4 — шкворень тяги; 5 — поводок; 6 —
шкворень рамы; 7 — качалка; 8 - тяга рулевая продольная; 9 — сошка
руля; 10,12 — подшипники рулевого вала;
11 — вал рулевой; 13 - руль (от мотороллера «Электрон»).
Задний мост:
1 —гайка М24х1,5 (2 шт.); 2 — шпонка цилиндрическая (Ст6, пруток
диаметром 6, L50, 2 шт.); 3 — ступица левого колеса; 4 — вал (сталь 20);
5 — втулки распорные боковые (труба 45x4,5, L94); 6 — сальник (кожа, 3
шт.); 7, 18 — корпуса подшипников (сталь 20); 8 — подшипники 207; 9 —
втулка распорная центральная (труба 43x3,5, L285); 10 — винт М10 (8
шт.); 11 — звездочка (Ст5, z=60); 12 — ступица звездочки (сталь 20); 13 —
шпонка призматическая (Ст6, 10x8x85); 14 — барабан тормозной (от
мотоцикла «Иж-Ю-5», обточенный); 15 — ступица барабана (сталь 20); 16
—диск тормозной (от кожуха ведомой звездочки мотоцикла «Иж-Ю-5»);' 17 —
винт М6 (4 шт.); 19 — ступица правого колеса; 20 — щеки крепления (сталь
20); 21 — втулка дистанционная (труба 43x3,5, L36).
Поперечная рулевая тяга:
1 — вилка регулируемая (сталь 20); 2 — тяга (пруток диаметром 23); 3 —
шкворень (пруток диаметром 10); 4 — вилка нерегулируемая (сталь 20).
Передняя опора:
1 —основание лыжи (капрон); 2 — перемычка (уголок 20x20x3); 3 —
усилитель (труба 15x1,2 шт.); 4 — рамка (уголок 20x20x3); 5 —амортизатор
(от мотоцикла «Восход-2М»); 6 — стержень вилки (передняя вилка
велосипеда, обрезанная); 7 — сошка вилки (шатун педали велосипеда,
обрезанный); 8 — ножки звена (квадрат 24); 9 —кронштейн передний (сталь
20); 10 — болт M12 (4 шт.); 11 —заклепка
(23 шт.); 12 — ушки крепления амортизатора (сталь 20); 13 — ножка вилки;
14 — втулка шарнира (сталь 20); 15 — шайбы (латунь, 4 шт.); 16 — обойма
звена (полоса 24x4); 17 —гайка М6 крепления подреза (4 шт.); 18 —
надставки рамки (лист s3); 19 — обойма лыжи (полоса 50x3); 20 — втулка
звена (сталь 20); 21 —подрез (пруток диаметром 6, 2
Диск колеса
1,2 — ободы (труба 20x2); 3 — спица наклонная (труба 20x2,4 шт.); 4 —
спица прямая (труба 20x2, 8 шт.); 5 — ложемент (труба 20x2, 8 шт.); 6,7 —
щеки (лист s6); 8 — ступица (сталь 20).
Багажник:
1 — каркас (дюралюминий, уголок 30x30x3);
2 — панель корпуса (дюралюминий, лист s2); 3 — заклепка (дюралюминий, диаметр 3).
Глушитель материалы журнала Моделист-Конструктор http://masteraero.ru
|