В
наш век космических ракет и компьютеров самым любимым зимним
развлечением детей остаётся катание с горы на санках. На прилавках
магазинов можно встретить санки самых различных видов — от простых
деревянных для катания малышей – до современных снегокатов,
оборудованных рулём, мягким сиденьем, тормозом. Вот такой снегокат
достался по наследству моей дочке от её старшего брата…. Всё было бы
ничего, но уж больно далеко от нашего дома находится горка, хотя дорога
к ней проходит через очень красивый, особенно в зимнюю пору лес. И
вместо того, чтобы наслаждаться красотами зимнего леса, мне приходилось
тащить снегокат со своей дочкой к любимой всей окрестной детворой
горке. А как вы понимаете, с каждым годом снегокат становился все
тяжелее и тяжелее. Я решил установить на
снегокат мотор или, проще говоря, сделать мотоснегоход. Опыт
конструирования, и изготовления снегоходов для подростков у меня уже
был. Но тот снегоход получился большим и тяжёлым, так как был рассчитан
для детей 12-15 лет.
Матрица и склееное в ней крыло
Импровезированные шипы из саморезов
Бензобак от бензопилы "Дружба" находится под сиденьем
Идея установить двигатель на детский снегокат не нова и принадлежит
она, конечно, не мне. Перелистывая подшивки своих любимых с детства
номеров журнала «Моделист-конструктор», я нашёл несколько публикаций о
том, как превра- тить обычный детский снегокат в мотонарты или, как
сейчас принято говорить, снегоход. Вте времена выбор двигателей был
небольшим. Как правило, для этой цели, использовали маломощный
ве-лодвигатель или двигатель от бензопилы, завести которые детям без
помощи взрослых было не под силу. На сегодняшний день к донорам
двигателей можно отнести японские и китайские скутера. Мощность их
двигателей гораздо выше примитивных «Д-6» или «Д-8», да и заводятся в
холодную погоду они лучше, к тому же в зимний период эти скутера стоят
у многих даже в квартире или на балконе без дела, дожидаясь лета. При
конструировании и изготовлении снегохода основными требованиями были:
сделать снегоход за короткий период времени и с минимальным
использованием слесарных и сварочных работ, а также легким, компактным,
чтобы хранить его можно было на балконе, а перевозить в багажнике
автомобиля. И к тому же он должен быть простым и безопасным в
управлении, ведь дочке всего 7 лет. В качестве двигателя для снегохода
я решил использовать двухтактный мотор от старого японского скутера, на
котором в летний период сын катается на даче. Двигатель такого скутера
называют «ногой», так как в одном блоке помещены сам мотор,
клиноременная трансмиссия с автоматическим сцеплением, ось заднего
колеса и тормозные колодки.
Катушка зажигания закреплена на двигателе
Крыло
надежно закрывает колесо с шипами, глушитель закрплен к двигателю через
распорную втулку. Колесо крепится болтами к тормозному барабану,
саморезы не дают проворачиваться покрышке на ободе колеса
Для лучшей управляемости на передней лыже закреплен конек в виде П-образного профиля
Обычно такие двигатели оборудованы электростартёром и раздельной
системой смазки (масло специальным насосом подаётся в карбюратор для
смешивания там с топливом). Для облегчения и простоты всей конструкции
я не стал устанавливать отдельный бачок для масла и аккумулятор для
запуска двигателя, так как дочка сама без посторонней помощи заводит
двигатель ножным кик-стартером. Масло добавляю в бензин в пропорции
1:25. В качестве бензобака на снегоход установил бачок от бензопилы
«ДРУЖБА». Его ёмкости (чуть больше литра) вполне хватает для зимних
покату-шек в выходной день. От гусеничного движителя пришлось
отказаться: его сложно изготовить без станочных работ и специального
оборудования, а польза от него будет только в том случае, если площадь
гусеницы большая. Это противоречило концепции снегохода — компактность
и легкость. Подробных чертежей не привожу, так как двигатели по
габаритам и конструкции могут отличаться, а именно от двигателя зависят
размеры и масштабы переделки. Надеюсь, что всё понятно из фото. В
стандартную раму снегоката «АРГО-МАК» двигатель с колесом не умещался,
поэтому я увеличил раму по высоте, ширине и усилил её, используя
вставки из тонкостенных труб, перфорированные монтажные уголки и
профили. Стандартное колесо от скутера заменил на колесо меньшего
диаметра, от спортивного автомобиля «КАРТ» (можно использовать колесо
от садовой тележки, оно даже лучше, так как покрышка мягче и имеет явно
выраженный протектор). А чтобы колесо не буксовало на скользкой дороге,
я зашиповал его, ввернув с внутренней стороны покрышки несколько
десятков саморезов. Вместо камеры поместил в покрышку полиурета-новый
утеплитель для водопроводных труб. Таким образом из обычного колеса
получилось мягкое бескамерное колесо, которое не надо накачивать.
Покрышку во избежание проскальзывания прикрепил к ободу колеса
саморезами. Чтобы закрепить получившееся колесо на двигателе, срезал
ножовкой по металлу обод с тормозного барабана колеса скутера и
прикрепил к нему при помощи болтов получившееся колесо. Так как новое
колесо получилось шире прежнего, то пришлось немного отогнуть патрубок
глушителя, а сам глушитель прикрепить к двигателю через распорную
втулку.
Открутив барашек и вынув болт, можно снять руль и переднюю лыжу
Теперь так выглядит снегокат АГРОМАК с мотором от скутера
Высоковольтную катушку и коммутатор закрепил на двигателе, тем самым
свёл к минимуму количество проводов. Электропроводка на снегоходе самая
простая только для обеспечения искры на свече зажигания. Воздушный
фильтр скутера не умещался в раме снегохода, пришлось сделать
самодельный, используя для этого кусок поливочного шланга подходящего
диаметра, мелкую металлическую сетку и тонкую полоску поролона. Колесо
на снегоходе с большими и острыми шипами — очень опасное. Во избежание
травм при случайном попадании в колесо я постарался надежно закрыть его
специальным крылом, которое склеил из стеклоткани и эпоксидной смолы. В
качестве модели для изготовления матрицы использовал переднее крыло от
скутера, нанёс на него разделительный слой восковой мастики для натирки
полов и наклеил три слоя стеклоткани с эпоксидной смолой. После того
как смола затвердела, снял получившуюся матрицу с крыла. На внутреннею
поверхность матрицы нанёс слой разделительной мастики и отполировал её
сухой тканью. При помощи кисти нанес два слоя эпоксидной смолы,
предварительно добавив в неё алюминиевого порошка (сереорянки) и, не
давая последнему слою окончательно затвердеть, наклеил на него три слоя
стеклоткани с эпоксидной смолой. После затвердения смолы извлёк
получившееся крыло из матрицы, срезал излишки стеклоткани ножовкой по
металлу и обработал края наждачной бумагой. Для удобства
транспортировки и хранения руль и передняя лыжа сделаны
бы-стросъёмными. Двигатель к раме снегохода крепится на металлическом
профиле, соединяющем боковые лыжи так же, как и к скутеру на оси через
сайлентбло-ки. Устанавливая двигатель в раму снегохода, нужно сделать
так, чтобы боковые лыжи выполняли поддерживающую функцию во время
остановки снегохода, а во время движения не касались дороги и вся
нагрузка приходилась на колесо и переднюю управляющую лыжу. Для этого
под амортизирующую пружину передней лыжи следует подложить шайбы
необходимой толщины, а местоположение заднего амортизатора подобрать
опытным путем в зависимости от массы водителя и диаметра колеса. Так
как снегоход рассчитан на передвижение по укатанным дорожкам, на
переднюю лыжу установлен конёк в виде металлического П-об-разного
профиля. Все органы управления снегоходом размещены на руле от детского
велосипеда: ручка газа мотоциклетного типа — с правой стороны, рычаг
тормоза и выключатель зажигания — с левой. Управлять снегоходом очень
просто. После запуска двигателя, достаточно плавно повернуть ручку газа
и снегоход начнет движение. Для экстренного торможения на руле есть
рычаг тормоза с тросовым приводом на ведущее колесо. За счёт
использования колеса меньшего диаметра передаточное отношение
изменилось, у двигателя воз- росла тяга, а максимальная скорость
уменьшилась, что оказалось очень кстати, теперь снегоход свободно
буксирует санки даже с взрослым пассажиром и легко въезжает на горку.
Снегоход получился компактным, лёгким в управлении и надёжным, я сам
проехал на нём не один километр, буксируя санки с дочкой. Некоторые
родители спрашивали, где можно приобрести такой «АРГОМАК» с мотором для
своих ребятишек, так как самодельных деталей на нём почти нет. По
окончании зимнего сезона нужно будет снять со снегохода двигатель,
заменить шипованное колесо на обычное и установить двигатель обратно на
скутер, что займёт не больше 30 минут. Надеюсь, что эта публикация
вдохновит многих читателей журнала сделать что-то подобное для своих
детей.
stoppi.ru |