|
«ВОСХОД» - СНЕГОХОД
| 29.06.2011, 16:16 |
Мысль о снегоходе появилась у меня сразу же,
как только я переехал жить в поселок Белушье Ненецкого автономного
округа. Большая часть года здесь зима. А в почете такой транспорт,
который способен перевозить людей и грузы по бездорожью.
Снегоход
я решил сделать из мотоцикла «Восход-3», который купил, чтобы летом
использовать его по прямому назначению. Поэтому в самой конструкции
мотоцикла изменил только ходовую часть.
Наблюдая езду «Буранов»,
с легкостью преодолевающих снежные препятствия, решил остановиться не
на широкопрофильных колесах для своей машины, а на гусенице. Кроме того,
мне хотелось сделать снегоход, используя как можно больше узлов и
деталей заводского изготовления. Поэтому и применил узлы ходовой части
«Бурана»: опорно-поворотную переднюю лыжу, половину движителя,
включающую в себя одну резинотканевую гусеницу с тремя балансирными
тележками, а также боковые лыжи от снегохода «Лайка» для обеспечения
большей устойчивости и четыре натяжных болта от двигателя ЯАЗ-704.
Основа
движителя - рама, сваренная из уголка 25x25 мм. Размеры ее полностью
согласуются с размерами гусеницы и окружающих ее конструктивных
элементов: ведущего и направляющего вала, балансирных тележек, боковых
лыж, которые фиксируются на раме болтами. К ней же тяговым крюком
цепляется и грузовой прицеп.
Сама рама крепится к мотоциклу в
трех течках - наподобие маятника. Две точки - это задние амортизаторы
(рис. 1), а третья - шарнир, состоящий из соединенных болтом отрезка
трубы, приваренного к раме мотоцикла, и поперечной перекладины рамы
движителя (рис. 2 и 3).
Ведущий вал движителя, передающий
крутящий момент гусенице, расположен в задней части рамы. Можно было бы
установить его и в передней, как на «Буране»: сократилась бы длина цепи
от ведущей звездочки промежуточного вала. Но тогда всю раму пришлось бы
оттянуть несколько назад, что привело бы к уменьшению просвета между
рамой мотоцикла и гусеницей, к их взаимному трению. В конечном счете
высота снегохода увеличилась бы, а устойчивость его ухудшилась.
Корпуса
подшипников ведущего вала движителя опираются на металлические
пластины, прикрепленные к силовым элементам рамы (рис. 2). Аналогично
установлен в передней части рамы и направляющий вал. Только здесь
корпуса подшипников находятся в так называемых балансирах - подвижных
каретках, которые могут перемещаться вдоль рамы под воздействием
натяжных болтов в П-образных направляющих (рис. 4). Это сделано для
того, чтобы натягивать ослабевшую по каким-либо причинам гусеницу.
Балансирные
тележки к раме движителя крепятся болтами, каждая к двум кронштейнам,
как на «Буране». Причем наибольшая высота у передних кронштейнов. Таким
образом, рама движителя приподнята спереди, что положительно сказывается
на работе гусеницы.
Кронштейны изготовлены из уголков различных
размеров, кроме того, для достижения нужного уклона рамы я подкладывал
под них бруски текстолита.
Для передачи крутящего момента от
коробки перемены передач гусенице использован промежуточный вал, жестко
установленный нa раме мотоцикла (рис. 5). Корпуса подшипников вала
приварены к уголковым кронштейнам рамы. На левом конце этого вала
звездочка насажена на шлицы и цепью соединена с коробкой передач. На
правом его конце нарезать шлицы я не смог, поэтому правую звездочку
пришлось укрепить следующим образом. Придал посадочному месту форму
шестигранника, насадил звездочку и зафиксировал ее гайкой.
Натяжного
устройства цепи от коробки передач до промежуточного вала нет. А на
участке от вала до гусеницы цепь натягивается перемещением всей рамы
движителя относительно мотоцикла. На ней предусмотрены уголковые
кронштейны с болтами и поперечная перекладина, связанная с рамой
мотоцикла. Справа кронштейн и перекладина соединены болтом упора, а
слева - болтом натяжения.
Опорно-поворотная лыжа от снегохода
«Буран» прикреплена к вилке мотоцикла двумя металлическими кронштейнами с
вверенной между ними стальной трубой-проставкой (рис. 6). В трубу
запрессована латунная втулка для оси переднего колеса мотоцикла. К
рессоре лыжи кронштейны крепятся четырьмя болтами, и вся подвеска
свободно поворачивается вокруг оси, что позволяет успешно преодолевать
неровности дороги.
Боковые лыжи от снегохода «Лайка» жестко
прикреплены болтами к кронштейнам рамы движителя. Они служат
дополнительной опорой, повышающей устойчивость машины. Над ними
расположены глушители, которые я навесил на подножки водителя, нарезав
на них резьбу М12.
Радиус разворота у моего снегохода получился
около 2 м, что позволяет на большой скорости легко маневрировать даже в
лесу между деревьями. Однако отсутствие заднего хода создает
определенное неудобство, и снегоход иногда приходится разворачивать
вручную.
Мне доводилось перевозить на нем трех человек и багаж -
снегоход шел хорошо, правда, на пониженных передачах - второй или
третьей, в зависимости от обстановки. Буксировал также на прицепе лыжные
сани.
Свой снегоход я строил, как говорится, на коленке, из
первых лопавшихся материалов, ведь выбор их здесь, в заполярном поселке,
прямо скажем, ограничен. Поэтому внешне он получился несколько
угловатым, и я намерен еще поработать над ним: добавить вторую гусеницу,
продумать смазку целей и некоторые детали наружного оформления,
1
- задние амортизаторы, 2 - болт натяжения цепи, 3 - задняя перекладина,
4 - рама движителя, 5 - гусеница, 6 - тянущие звездочки, 7 - приводная
звездочка ведущего вала, 8 - один из опорных катков, 9 - кронштейны
балансирных тележек, 10 - упорный болт натяжения цепи, 11 - точка
подвески глушителя на подножке водителя.
Рис.
2. Рама движителя: 1 - продольные силовые элементы, 2 - поперечная
перекладина, 3 - уголковые кронштейны, 4 - болты натяжения цепи, 5 -
петли крепления рамы к мотоциклу, 6 - петли крепления задних
амортизаторов, 7 - пластины подвески ведущего вала, 8 - поперечные
силовые элементы, 9 - текстолитовые бруски, 10 - левые кронштейны
крепления балансирных тележек, 11 - левые кронштейны крепления боковой
лыжи, 12 - болты натяжения гусеницы, 13 - пазы, 14 - П-образные
направляющие.
Рис, 4. Механизм нагяжения гусеницы: 1 - рама
движителя, 2 - направляющий вал, 3 - П-образная направляющая, 4 -
подвижная каретка гусеницы, 5 - передний узел крепления боковой лыжи, 6 -
болт натяжения гусеницы.
Рис. 5. Установка промежуточного вала:
1 - рама мотоцикла, 2 - кронштейн промежуточного вала, 3 - корпус
подшипника, 4 - промежуточный вал, 5 - правая звездочка, 6 - упорный
болт натяжения цепи, 7 - приводная звездочка ведущего вала.
Рис.
3. Механизм натяжения цепи: 1 - рама мотоцикла, 2 - подножка водителя, 3
- болт крепления рамы движителя на мотоцикле, 4 - поперечная
перекладина, 5 - левый уголковый кронштейн, 6 - болт натяжения цепи, 7 -
рама движителя.
Рис. 6. Подвеска опорно-поворотной лыжи: 1 - лыжа, 2 - болты, 3 - кронштейны, 4 - проставка, 5 - передняя вилка мотоцикла.
Источник: "Моделист-Конструктор" 1985, №11 |
Категория: Снегоход&Вездеходы | Добавил: asyl
|
Просмотров: 9713 | Загрузок: 0
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|